Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

Кто вы?
Опрос начат: 21.11.2017
На текущий момент проголосовало 1 человек

Атеист
Верующий
Не определился
Результаты

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

О верах и религиях

О верах и религиях

Многие спекулируют на заблуждениях
и ложных чудесах, обманывая глупое большинство
Леонардо да Винчи

У кого есть наука, тот не нуждается в религии
Гете И.

Надо побольше небылиц, чтобы производить впечатление на толпу:
чем меньше она понимает, тем больше восхищается.
Наши отцы и учителя не всегда говорили то, что думали,
а то, что влагали в их уста обстоятельства
Григорий Богослов

Зададимся вопросами религиозными. Что есть религия, почему она так сильно влияет на жизнь общества и насколько справедливы и правдоподобны ее положения.

Обратимся к словарям и энциклопедиям.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит: "Религия – особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам, которым он поклоняется; причем это поклонение, будь оно чувственным или духовным, предполагает несомненную для верующего сознания реальность того высшего Существа или тех высших сил, которые оно чтит, а также предполагает и веру, то есть религиозное настроение, и возможность воздействовать на Божество путем молитв, жертвоприношений и др. форм культа".

Словарь по естественным наукам дает следующее определение: "Религия – форма общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ). Религия развивается от веры во многих духов (богов), олицетворением которых становятся силы и явления природы, до учения о едином Боге-Творце (монотеизм). Все монотеистические религии имеют много общих черт. По степени охвата населения различают племенные, местные верования, национальные и мировые религии. Латинское Religio – святыня".

И, наконец, Новейший философский словарь: "Религия - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней)".

Сразу хочу заметить вот что. Я не подыскиваю себе подходящую религию. Это князь Владимир выбирал между разными религиями для Руси и выбрал православие. Выбрал бы что другое - были бы мы с вами не православными, а кем-нибудь другим. Мусульманами, например. Тогда рассуждали бы здесь о принципах ислама. Для меня все религии одинаковы. Точнее, имеют общие черты, как и говорит словарь по естественным наукам.

В самом деле:

  1. в любой религии присутствует бог (один или не один – неважно, хотя в основных религиях он один; важен сам факт его существования);
  2. бог представляет собой сверхъестественное, всемогущее, всеведающее существо, которому поклоняются;
  3. имеются силы добра и зла, противостоящие друг другу и борющиеся друг с другом, либо силы созидания и разрушения (христианство – бог и дьявол, ислам - Аллах и шайтан);
  4. в основных мировых религиях имеется посланник бога на земле, несущий людям слово божье (Иисус, пророк Мухаммед, принц Будда и т.д.);
  5. имеется книга, содержащая слово божье о мире, об истории и людях, ее творящих, о нравственных принципах жизни (Библия, Коран и т.д.).

И еще одна общая черта. Всегда здания, построенные для служения богу, были довольно большими, величественными, возвышались над всеми остальными постройками. Будь то пирамиды древних инков, храмы древних греков, православные храмы, католические соборы, мусульманские мечети, буддийские храмы и т.д. И это понятно: такое величие должно было показывать величие бога и ничтожность человека на земле.

Да, во всех религиях разные обряды и традиции. Да, молятся по-разному. Да, разным богам. Да, в книгах написано разное, и бог представляется разным. Все верно. И, тем не менее, общие моменты есть.

Хочу отметить, что подавляющее большинство моих рассуждений опирается на христианские взгляды, на Библию, однако это не означает, что рассмотрению подвергается только эта религия. С таким же успехом я мог бы анализировать ислам, буддизм или любую иную религиозную систему. Христианство взято лишь потому, что большинство людей, с которыми я разговаривал и большинство книг и статей, которые я читал, писали именно о нем, в частности – о Православии. Следовательно, у меня просто больше знаний в этой области, а значит, я могу сделать более правильные выводы.

Очень часто верующие люди говорят мне: как же ты можешь жить без веры? На что получают встречный вопрос: а почему вера обязательно должна быть религиозной, обязательно верой в бога? Почему нельзя верить в силы окружающей нас природы, в логичность ее законов? Почему я не могу верить в себя? Ведь именно вера в себя зачастую помогает человеку. Однако не следует при этом переоценивать свои возможности.

В студенческие годы мы изучали предмет под названием философия. И даже писали реферат по нему. Одна из возможных тем рефератов была "Вера". И преподаватель говорил тем, кто брал эту тему: "Если у вас в реферате будет только о религии, реферат не приму. Вера не только в бога бывает, это более широкое понятие". Это - слова доктора философских наук, заведующего кафедрой философии, идеалиста по убеждениям.

Бертран Рассел
Бертран Рассел

Бертран Рассел, английский математик, философ и общественный деятель 19-20в. определял веру следующим образом: "Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством." Исходя из такого определения, неточно говорить "Я не верю, что бог есть". Правильнее сказать "Нет доказательств того, что бог есть". Собственно, о боге речь пойдет дальше.

Понятие "Вера" когда-то было равнозначно понятию "Знание". Доверится кому-то, отдаться на чью-то Веру - значило положиться на чьи-то Знания. Верить самому - значило Ведать или Знать. Современное понятие "вера" имеет особый уникальный смысл, но образ знания в нем все же сохранился. Сегодня искренне верующий это тот, кто думает, что знает. Не знает, а именно думает, что знает, потому что когда знаешь, уже не веришь. "Лучшие" из верующих имеют право часть этих "знаний" доносить до остальных, а чаще всего они высказывают лишь собственные пожелания или свое видение этих "знаний". Современный верующий старается жить так, как рекомендует Всезнающий, при этом не стремясь эти знания приобрести - а это, просто-напросто, отказ от ответственности из-за ограниченного кругозора или из-за страха, что часто одно и тоже. Помогает же верующим в этом деле система, именуемая "Религия".

Следующий вопрос, который мне обязательно задают: разве ты не хочешь спастись и обрести вечную райскую жизнь. А есть ли она, эта жизнь? На этот вопрос точно никто ответить не смог. И это вполне объяснимо. Мое мнение – человеку, как и любому живому существу, дается определенный отрезок времени на жизнь. Вот и надо жить этим временем. Что будет после него – неизвестно.

Обычно у меня возникает встречный вопрос: вот бог так печется о наших душах, чтобы они в рай к нему попали... А зачем интересно ему нужны наши души? Скучно что ли ему там? Или еще для чего?

В книге Ника Перумова "Эндшпиль" из серии "Путь некроманта" встречается следующий эпизод об одном из богов по имени Спаситель. Речь ведется от имени эльфов:

"Мы верим: нет, знаем, что Он оставит от мира только сухую, безжизненную скорлупу. Высосет все соки. Все, кто живёт и дышит, неважно, птицы, звери, гады или же владеющие речью, - все погибнут. Это окончательная и невозвратная гибель. Слуги Спасителя рассказывают красивые сказки о загробном воздаянии, где "последние станут первыми", но это просто выдумки, чтобы добрые поселяне не подняли священников на вилы и не спалили все до единой церкви. Когда я посмотрела Ему в глаза - этого я не забуду до последнего мига и дыхания. Голод, дорогие мои. Вечный, неутолимый голод. О да, Он непрост. Прочесть это в Его взоре удастся далеко не каждому. Но мне - удалось. Может, потому, что Он не счёл нужным притворяться передо мной?.. - Она перевела дух. - Он просто пожирает души. Ничего больше! Простите, друзья. Я слишком хорошо помню Его взгляд. Он словно бы проверял, насколько каждый из нас вкусен. Что Он испытает, поглотив душу каждого из нас."

И дальше:

"Для того чтобы Спаситель получил власть над миром, должны выполниться также и некоторые условия, помимо просто пророчеств. Его еще должны и позвать. Как последнюю надежду, как последний шанс."

Ничего не напоминает? Например, призывы верующих "спаси и сохрани".

Это, конечно же, сказка. Но вообще, что-то в этих словах есть. Я много раз спрашивал, зачем богу наши души в раю, раз он о них так печется? Мне отвечали, что в раю души праведников сливаются с богом. Сливаются, т.е. становятся с ним одним целым. Но ведь то, что мы едим, тоже сливается с нами. Пища используется в качестве строительного материала для клеток нашего организма. Таким образом, бог поедает наши души и использует их для строительства себя. Может быть именно так души сливаются с ним? При этом он отбирает только самые лучшие души, праведные. Которые не испорчены грехами. Так ведь и мы не едим испорченную пищу.

Другое объяснение: мы же заботимся о своих детях, вот так же бог заботится о нас. Допустим. Только человек не отправляет своих детей в ад, даже если они плохие. Говорят, что своих детей любишь такими, какими они есть. Конечно, верующие утверждают, что и бог любит нас такими, какие мы есть, со всеми грехами. Но после смерти все-таки вздыхает и отправляет в ад.

В общем, послушав людей верующих, стало ясно одно: все разговоры про спасение, про вечную жизнь, про рай и ад, про смирение – это лишь отвлечение от главной цели. Ни один служитель церкви не захотел этого признать, но это так, и это объяснимо. Главная цель тех, кто представляет церковь  – власть над обществом. Священники, как, впрочем, любая группа людей, стремится к власти. Разве не так?

Представьте себе на мгновение, что их мечта сбылась. Все верят в бога, исправно посещают церковь, выполняют заповеди и ритуалы и т.д. Что это как не абсолютная власть религии над людьми? Представители религии могут управлять обществом так, как им будет нужно – ведь их власть будет основана на страхе людей. Причем на страхе не перед этими правителями, с которыми можно бороться, а перед богом, против которого не пойдешь.

Что это, как не практически абсолютная власть религии в средние века? Индийский поэт Рабиндранат Тагор сказал: "Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией". Хочется спросить: вы хотите этого? Вы хотите возвращения инквизиции? Вы хотите, чтобы религия проникла во все сферы деятельности, запрещая передовые научные исследования? Чтобы под запретом была медицина, как вмешательство в самое совершенное творение бога? И чтобы все это прикрывалось спасением и праведностью. Я – не хочу.

История знает немало подобных примеров, когда убивали и сжигали людей только потому, что они не признавали действующей идеологии и философии. Знает она и примеры геноцида. Один из наиболее ярких – альбигойский крестовый поход. "Убивайте всех. Бог потом разберет своих" – так ответил легат папы Иннокентия III воинам, спросившим его, как отличить еретиков от правоверных католиков. Эти слова хорошо иллюстрируют фанатизм и нетерпимость, которые господствовали в этом кровавом крестовом походе; этот же легат, отчитываясь в Риме о выполнении порученного ему дела, напишет: "Ни возраст, ни пол, ни положение - ничто не было основанием для пощады" (взято из книги Майкла Бейджента, Ричарда Лей, Генри Линкольна "Святая кровь, священный Грааль").

Христианские миссионеры истребили миллионы людей, устраивали крестовые походы ради власти и обогащения, прикрываясь именем Христа. Так церковь продолжила завоевания Римской империи и сохранила власть Рима над народами через религию. Истинная вера в Иисуса была подменена верой в церковь, в частности благодаря усилиям Блаженного Августина, издавшего в 427 году труд "О граде Божьем". В результате этого христиане до сих пор считают, что церковь есть "Тело Христово", а присоединившийся к церкви человек автоматически становится "избранником Божьим".

Да что там далеко ходить? Один раз я попал на службу. После службы была проповедь. В самом конце проповеди батюшка произнес одну фразу, которая меня поразила. Закончив проповедь, он встал и сказал: "Не призываю, а ПРИКАЗЫВАЮ прийти сюда в следующий раз и молиться о своем спасении". Вот так прямо и сказал - приказываю.

В книге "Молчанием предается Бог" читаем проповедь, в которой говорится об абортах. И встречаем там, в частности, строку о том, что, если не будет людей, то (цитата) "Церковь погибнет, не будет кому исповедоваться." Вот он - скрытый смысл. Церковь хочет жить. Но для этого ей нужны прихожане. Потому что не будет прихожан - не будет церкви. Не будет церкви - вся армия священников и приближенных к ним останется без работы. А кушать-то хочется.

Что представляет из себя церковь? Красивое величественное здание с особенной архитектурой, которое сразу же настраивает на то, что ты приходишь в необыкновенное место. Далее идет воздействие практически на все органы чувств: запах ладана и воска, множество свечных огоньков, раззолоченные иконы и невероятно пышный интерьер. Все это должно напоминать о том, какое пышное царство нас ожидает под крышкой гроба, если мы будем хорошо себя вести. Далее - музыкальное сопровождение. Хор обычно располагается где-то сверху, чтобы пение хористов походило на пение сидящих в небесах ангелов. Разодетый священник долго и монотонно декламирует нараспев непонятный зачастую текст, по нескольку раз повторяя его. В итоге человек подвергается мощной психологической обработке.

Вы, конечно, возразите, что советская система тоже сажала людей в лагеря и расстреливала за неприятие идей социализма, а иногда и за более мелкие грехи. Не отрицаю – было такое в нашей истории. Но за всю историю одной лишь христианской религии было убито больше людей, чем за годы советской власти. А если к этому прибавить мусульманство с его "войной с неверными"? Не говоря уже об истории всех религий вместе взятых, некоторые из которых включали обязательные человеческие жертвоприношения. И не надо говорить, что они были язычниками, то бишь считай дикарями.

Не следует, конечно, думать, что религия несет только зло. Нет. В религиозных заповедях есть и немало полезного как для общества в целом, так и для отдельного человека. Но не нужно говорить, что только ваша вера правильная, а вера остальных – неверная. Каждый человек имеет право верить в то, что ему наиболее близко, особенно если это помогает ему в жизни. Единственное ограничение – эта вера не должна быть противозаконной и антиобщественной. А в остальном различия вполне допустимы. Один человек верит в одно, другой в другое, третий в третье. И это нормально. Хоть я и не понимаю, почему все верят в бога, как бы его не называли разные религии, но верят по-разному? Ведь все религии одинаковы, как мы уже видели. Так почему не выработать единую концепцию общей веры? Это будет нелегко, но думаю вполне возможно.

Уже упомянутых революционеров часто обвиняют в том, что они взрывали церкви, а те, что не взрывали, использовали под склады. О революционерах поговорим отдельно и в другом месте. Не буду даже вспоминать Петра 1, который своим решительным указом снимал колокола с церквей и переплавлял их на пушки. А скажу вот о чем. В 18-19 веке в Великом Новгороде использовали церкви под склады и разбирали на кирпичи для постройки здания дворца губернатора, потому что в казне не было денег на кирпич. Это вполне официальный исторический факт, о котором говорят на экскурсиях по городу. Так что, уважаемые верующие, отстаньте от революционеров.

Кстати. Во время Второй мировой войны в 1940 году в Германии стали снимать бронзовые колокола с церквей и переплавлять их на орудия.

Виталий Лазаревич Гинзбург
В.Л. Гинзбург

Откуда у людей вера в бога? Для ответа на этот вопрос процитирую нобелевского лауреата по физике Виталия Лазаревича Гинзбурга.

"Верить или не верить в существование бога - это частное дело каждого человека, его выбор, которому нельзя мешать. Нужно, однако, отличать более или менее абстрактную веру в существование бога, сотворившего природу, но не вмешивающегося в людские дела (таков деизм) от теизма (христианства, иудаизма, мусульманства). Теисты верят в существование бога, вмешивающегося в человеческую жизнь, творящего всякие чудеса и т.д. Доказать, что нет бога деистов и им подобных, невозможно. Вера же в чудеса, святость Библии и многое, содержащееся в ней (отсутствие эволюции, сотворение мира совсем недавно и т.д.), противоречит научному мировоззрению.

Религия - это ответ человека на его незащищенность, это его реакция на страх перед болезнями, стихийными бедствиями: Ведь еще совсем недавно (в историческом масштабе времени) не было большинства лекарств, анестезии и т.д. Страх, боязнь несчастий, мучений и смерти - вот источник веры в бога. Я тоже боюсь всего этого, но вера во что то сверхъестественное - это просто слепота и малодушие. Удивляться тому, что и сегодня миллионы, если не миллиарды людей верят в бога, не приходится: недавно я где-то прочел, что из шести миллиардов людей, населяющих Землю, около миллиарда не умеют ни читать, ни писать. Думаю, главная причина верований в бога в наше время - это необразованность, незнакомство с современной наукой. Прогресс в области точных наук колоссален, и он не прекращается. И антинаучные тенденции (религия, например) - плод непонимания и, если угодно, неблагодарности. Думаю, что в будущем для религии не останется места в этом мире."

На мой взгляд, правильно сказано. Вера в сверхъестественное, в бога происходит от того, что легче свалить все на него, а не искать какие-то научные объяснения. Недаром немецкий поэт Гете сказал: "У кого есть наука, тот не нуждается в религии". Аналогичные фразы можно найти и у другого нобелевского лауреата - физика Альберта Эйнштейна.

В книге А. Никонова "Религия как глобальный бизнес-проект" читаем такую фразу: "к Богу часто обращаются люди инфантильные, слабые, легко внушаемые. Большому ребенку трудно жить одному в этом огромном равнодушном мире, и он ищет патрона, опекуна, покровителя. Хозяина." Тоже верно. Гораздо проще переложить ответственность за свои решения на кого-то. Мол, это бог меня направил. Я очень удивился, когда узнал, что в монастырях чуть ли не на каждое действие нужно получать благословение настоятеля монастыря. Чуть ли не на любой чих. Полное отсутствие самостоятельности в принятии решений. Оно и понятно - выполнять чей-то приказ проще. Впрочем, напоминает армию. Где, как говорится, "солдат не должен думать, за него это делают командиры".

С другой стороны, таким образом контролируется каждый шаг человека. Человек становится подотчетным. Так группа контролирует поведение последователей и, следовательно, их, мысли и чувства.

В период максимального взлета империи элита Древнего Рима стала практически безбожной. Образованные римляне с иронией относились к древним мифам. Но при этом древние римляне прямо говорили, что религия предков хоть и глупа, но полезна как идеологический инструмент для удержания черни в рамках.

То же самое - взлет науки и культуры - был в период возрождения, когда церковь вновь потеряла свое былое влияние.

Вот что пишет о возникновении религии Д. Моррис в книге "Голая обезьяна":

"В поведенческом смысле религиозная деятельность состоит в том, что большие группы людей собираются вместе для однократных и продолжительных изъявлений своей покорности некоему доминирующему индивиду. Доминирующий индивид в различных культурах принимает те или иные обличья, но всегда является воплощением огромного могущества. Иногда он изображается животным иного вида или его идеализированным вариантом. Иногда его рисуют как мудрого пожилого представителя нашего собственного вида Иногда он становится чем-то абстрактным. Подобострастное отношение к нему может выражаться в том, что люди закрывают глаза, склоняют головы, в умоляющем жесте соединяют пальцы рук, опускаются на колени, целуют землю или даже падают ниц, зачастую сопровождая все эти действия возгласами или песнопениями. Если эти выражения подобострастия осуществлены успешно, то доминирующий индивид оказывается умиротворен. Поскольку его власть чрезвычайно велика, умиротворяющие церемонии должны осуществляться через регулярные и частые промежутки времени, чтобы это верховное существо не разгневалось снова. Верховное существо обычно, но не всегда, называют богом.

Поскольку ни один из таких богов не существует в осязаемой форме, не вполне ясно, зачем их придумали. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться к своим первобытным предкам. Прежде чем превратиться в действующих сообща охотников, мы, должно быть, жили социальными группами, наподобие тех, что мы сегодня наблюдаем у обезьян. Как правило, в каждой группе владычествует один самец. Он властелин, и каждый член группы должен ублажать его, иначе придется пенять на себя. Он также активно защищает группу от внешних опасностей и улаживает ссоры между своими подчиненными. Вся жизнь любого из представителей группы вращается вокруг доминирующего животного. Его всемогущая роль наделяет его статусом богоподобного существа. Если мы посмотрим на наших непосредственных предков, нам станет ясно, что с ростом духа сотрудничества, который был так важен для успешной групповой охоты, влияние доминирующего индивида следовало ограничить, чтобы он смог обеспечить себе активную, а не пассивную преданность со стороны других представителей группы. У них должно было быть желание помочь ему, а не просто страх перед ним. Он должен был в большей степени стать "одним из стаи". Прежний обезьяний тиран должен был сойти со сцены, вместо него появился более терпимый, чаще сотрудничающий со своими сородичами лидер. Шаг этот был важен для нового типа организации нарождающейся "взаимопомощи", но в результате появилась одна проблема. Поскольку безграничное преобладание первого члена группы было заменено квалифицированным преобладанием, он больше не мог рассчитывать на беспрекословное подчинение ему. Эта перемена была существенна для новой социальной системы, но оставила в ней брешь. С первобытных времен в нас жила потребность в некоей всемогущей фигуре, которая могла удерживать группу под контролем, и это вакантное место было заполнено с изобретением бога. Влияние выдуманного бога могло теперь выступать как некая сила, дополняющая ставшее ограниченным влияние вожака группы.

Это привело к ряду побочных явлений, как, например, вера в "загробную жизнь", в которой мы наконец-то встретимся с божествами. Они не могли присоединиться к нам в земной жизни, но такое положение дел можно исправить в "потустороннем мире". Для того чтобы облегчить это, были разработаны приемы, связанные с избавлением от нашего тела после смерти. Если мы хотим присоединиться к нашим владыкам, то должны надлежащим образом подготовиться к встрече этого события, а перед тем следует осуществить замысловатые погребальные церемонии."

А вот цитата из книги Т. Лири, М. Стюарт "Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах": "Когда-то давно нас убедили, что есть Он, и чтобы справиться с неопределенностью, нам остается уповать лишь на Него. Потом нас убедили, что Путь к Нему, каким бы именем Его ни называли, становится короче, если взаимодействовать с Ним через "посредника". "Посредник" строит официальные учреждения - Церкви, принимает пожертвования, отпускает грехи, борется за численность паствы, учит чтить священные писания. "Посредник" обещает нам райскую жизнь после смерти. "Посредник" облекает себя духовной властью".

Сколько христиан знают достаточно о Коране? Тем не менее они чувствуют себя достаточно осведомлёнными, чтобы отвергнуть ислам. Основан ли отказ от индуизма на исчерпывающем анализе Вед? Честно ли поступают католики и мусульмане, когда отклоняют иудаизм, не изучив Талмуд? А сколько атеистических книг прочитал среднестатистический верующий человек? Напротив: каждый представитель своей веры считает, что достаточно прочитать одну-две книги своей религии, чтобы обоснованно говорить о несправедливости других.

С необразованными людьми еще проще. Вот какие забавные вещи происходили с тихоокеанскими туземцами во время Второй мировой войны.

Карго-культАрхипелаг Новые Гебриды в юго-западной части Тихого океана. В марте 1942 года там началась высадка войск США с целью организации военных баз для противодействия японским войскам. С собой американцы привезли множество разнообразных и полезных вещей, о которых туземцы слыхом не слыхивали, видом не видывали. Например, инструменты, спички, консервные банки, зажигалки, палатки. Американцы оказались людьми не жадными и дарили эти вещи туземцам, за что заслужили всяческий с их стороны почет и уважение.

Со временем туземцы заметили, что военные ничего из этих предметов не производят, а получают их готовыми. Привозят все эти предметы на железных летающих птицах (то бишь на самолетах). А сами военные занимаются совсем другими делами: валят лес, расчищают полосы, разжигают костры вдоль полос, маршируют, говорят по непонятным железным ящикам (рациям) и т.д. и т.п. В общем, занимаются делами с точки зрения аборигенов достаточно бессмысленными. Однако в результате этих действий с неба спускаются железные птицы и привозят всякие полезные вещи. Эти предметы с неба белые называют "карго".

Но время шло. Вторая мировая война закончилась, и американцы ушли с островов. Перестали прилетать и железные птицы. Поступление консервных банок закончились.

Тогда туземцы решили сами проводить "магические" обряды, вызывающие железных птиц. Свои тела они разрисовали красками - на плечах изобразили охрой погоны, на груди - пуговицы, медали и орденские планки, на спине написали "USA", в руки взяли бамбуковые палки вместо винтовок, построились в шеренги и начали маршировать. Этого оказалось недостаточно.

Тогда островитяне принялись расчищать взлетные полосы и разводить вдоль них костры. Некоторые садились у деревянного ящика с торчащим из него длинным прутом, надевали на голову наушники из травы и прутиков и начинали старательно шипеть и бормотать, вызывая карго. Тоже не помогло.

Тогда они начали строить деревянные модели самолетов в натуральную величину и во всех подробностях - с пилотской кабиной, крыльями, хвостовым оперением и пропеллером. И поклоняться им. Эффекта не было. Железные птицы не возвращались.

Туземцы остановились и пораскинули мозгами. И пришли к следующим выводам. Карго - это подарок, который с небес посылали им души умерших предков. А белые просто перехватили дары предков. А делились с папуасами потому, что испытывали перед ними чувство вины за эту кражу. В общем, обиделись на белых по полной программе.

Этот культ получил название "культа карго". К настоящему моменту времени он почти исчез.

Аналогичный культ существовал в Америке в конце 19 века. Только там индейцы верили, что их предки вернутся по железной дороге, если исполнять определенные ритуальные танцы.

А индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных плееров, через которые они разговаривали с духами.

Некоторые ученые полагают, что религии возникли в результате того, что на Землю прилетали инопланетяне. Что ж, вполне возможно. В самом деле: спустились с небес, показывали разные чудеса (технические и медицинские), а потом вознеслись обратно на небеса. Какое впечатление может произвести техника на туземцев - уже видели. Население Земли, жившее несколько тысяч лет назад, по уровню образования недалеко ушло от тех самых тихоокеанских туземцев.

Как писал в своих произведениях Артур Кларк, "Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства".

Истории известны и другие примеры, как получали божественные почести и использовали незаслуженное преклонение на всю катушку миссионеры, появлявшиеся среди народов каменного века со своими оружием, телескопами, спичками и таблицами, позволявшими предсказывать наступление затмений с точностью до секунды.

 

И в заключении этой главы. Религия постоянно забывает об одном моменте. Не думаю, что случайно, скорее намеренно. Никто не отменял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. И в Конституции Российской Федерации прямо сказано:

Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Кроме этого, имеется Федеральный закон 125-ФЗ от 26.09.1997г. в редакции от 06.07.2016г. "О свободе совести и о религиозных объединениях". В пункте 5 статьи 3 сказано: "Никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих".

Возникает вопрос: с чего вдруг в школах ввели предмет "Основы религиозной культуры и светской этики"? Почему церковь организует свои передачи на центральном телевидении? Почему открывает свои радиовещания? Почему так расширяется влияние религиозных организаций во всех регионах России?

Когда начинается дискуссия по спорным с моральной точки зрения вопросам, в дискуссию в радио- или телепередаче непременно будут включены несколько религиозных лидеров. Я не предлагаю подвергать взгляды этих людей цензуре. Но почему в нашем обществе принято обращаться именно к ним, будто они обладают специальными познаниями в этих вопросах, сравнимые, например, с профессиональными знаниями юриста или врача?

Кроме этого, действующее налоговое законодательство предусматривает ряд льгот для религиозных организаций, хотя ряд терминов и понятий (например, термины "имущество богослужебного назначения" и "имущество религиозного назначения", используемые в текстах законов), не вполне прояснены. Например, религиозные организации освобождены от следующих налогов:

  • земельного налога на земельные участки со зданиями религиозного и благотворительного назначения (Налоговый кодекс РФ, ст. 395 п. 4);
  • налога на имущество, используемого для религиозной деятельности (Налоговый кодекс РФ, ст. 381 п. 2);
  • налога на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (Налоговый кодекс РФ, ст. 251 п. 1 пп. 27 и ст. 270 п. 48).

Назад
Вместо введения

Дальше
О Боге


Оглавление

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика <--#endif-->