Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

О Боге
Бог, кто ты?

Бог

Бог создал людей по своему подобию,
это означает, по-видимому,
что человек создал Бога по своему подобию.
Георг Лихтенберг

Для начала зададимся одним из извечных вопросов: кто же есть Бог? Иначе как же мы можем о нем говорить, не зная кто он.

Сразу хочу сказать, что я не собираюсь доказывать, есть Бог или нет его, вечен он или нет, материален или идеален и т.д. Пусть философы разбираются с этими вопросами. Я просто хочу порассуждать по этому поводу. А соглашаться со мной или нет – это уже дело читателя.

Отмечу также, что под Богом будет пониматься не какой-то конкретный Бог (например, Яхве, Иисус, Аллах), а Бог вообще, независимо от религии и его происхождения в этой религии. Кстати, один он или их множество сейчас также не важно.

Надо заметить, получается несоответствие: мы верим в Бога, но почему-то не верим в то, о чем пишут в сказках и фантастических рассказах. Почему? Что нам мешает? А, между прочим, многое из того, что считалось фантастикой, сейчас является для нас самым обычным. Полеты в космос, телевизор, компьютеры и роботы – мы воспринимаем это сейчас как нечто само собой разумеющееся. Конечно, можно сказать, что Бог тоже со временем может стать таким же обычным и понятным явлением. Ну что ж, может и так. Но пока не доказано и не опровергнуто его существование, можно принимать любую сторону: верить или не верить. Я принимаю вторую позицию: не верю. А еще говорю: хорошо, допустим, что он есть. Ну так докажите мне это. Переубедите меня. Вполне может быть, что я чего-то недопонимаю и ошибаюсь.

В ответ на подобные вопросы обычно следует ответ: Бог открыт для всех, кто хочет познать его; так иди и познавай. Но человек не может познать все в мире. Что-то мы познаем сами, о чем-то узнаем от других. Есть ведь, скажем, научно-популярные книги и журналы, где для неспециалистов специалисты объясняются те или иные явления и процессы. Так вот и пусть объясняют популярно те, кто занимается этими вопросами, кто же есть Бог.

Бог на облакеКак же мы можем понять Бога? Сразу отбросим такие явно устаревшие понятия, как седобородый старичок, сидящий на небе и смотрящий на нас сверху вниз и попробуем подойти к этой проблеме с научной точки зрения. Ведь мы люди науки, независимо от наших взглядов. И, наряду с материалистами, идеалистов в науке было немало, и открытия они делали ничуть не менее значительные. За примерами далеко ходить не надо. Философов трогать не будем. Коперник – астроном и одновременно церковнослужитель. Не отрицал Бога, но, тем не менее, имел большие проблемы с церковью, сделав центром мира Солнце, а не Землю. Выдающийся французский математик Декарт – по своим взглядам идеалист. Пытался даже математически обосновать бытие Бога, хотя меня это определение не убедило (о чем, кстати, речь еще пойдет далее). Лейбниц – еще один выдающийся математик – тоже был идеалистом, вспомнить хотя бы его мир монад. Более близкий к современности пример: Мендель - основатель величайшей науки – генетики, по своему основному роду занятий был монахом.

Итак, Бог. Я уже не раз пытался выяснить, кто же это, в том числе разговаривал с верующими людьми, а также брал определения, данные у разных философов и ученых самых разных времен. Но никто так и не смог объяснить мне полно и точно. В конце концов накопилось несколько определений, но ни одно из них меня не устраивает. Все они приведены далее.

В целом, даже если мы докажем, что Бог есть, мы, возможно, все равно не сможем сказать, является ли он порождением материи или предшествует ей. Т.е. так и не сможем ответить на основной вопрос философии.

Тут есть еще один интересный и неоднозначный момент. Библия говорит, что человек создан по образу и подобию Бога. Но тогда получается, что Бог не может быть ничем иным, чем человеком. Или имеется в виду идея триединого Бога? Тогда по образу которого из них сотворен человек? Или Библия ошибается? В одном источнике я читал, что по образу Бога создан не человек как материальное существо, а душа человека, т.е. его духовное основание. Однако о душе мы поговорим позже. Кстати, в греческих, римских, египетских, славянских и других мифах боги изображаются похожими на людей, имеющими человеческий облик, человеческие черты характера и т.д. Даже в Библии Бог является всем в виде человека. Ну, иногда голубя.

В книге Сергея Лукьяненко "Лабиринт отражений" читаем: "Чудо должно быть ручным и послушным. Мы даже Бога сделали человеком – и лишь после этого научились верить. Мы низводим чудеса до своего уровня". Надо заметить, довольно правильно сказано. Почему у Бога обязательно должен быть человеческий облик? Почему человек не хочет выйти за рамки своего восприятия? Какое право мы имеем очеловечивать все сверхъестественное?

Естественно и вполне справедливо утверждать, что не все можно увидеть непосредственно. Например, элементарные частицы или электромагнитные волны и поля. Их никто не видел, но, тем не менее, они существуют, в их существовании никто не сомневается, и их исследуют по их воздействию на другие объекты, т.е. опосредованно. Я полностью с этим согласен. Но тогда поставим вопрос так: что сделал Бог такого, с чем безусловно и безоговорочно, без всяких вопросов могут согласиться и материалисты, и идеалисты? Думаю, таких примеров нет, иначе с полной уверенностью можно сказать: да, Бог есть. Не надо приводить слова, что "все окружающее создано Богом по своей воле" или подобные. В ответ можно привести исследования астрономии, физики, химии и теорию эволюции в биологии. Да, там тоже не все доказано, и все модели Вселенной не более чем гипотезы. Но раз существуют конкурирующие теории о возникновении мира, то теорию божественного происхождения можно рассматривать не иначе как одну из возможных гипотез. И только гипотез. Не опровергнутую – да. Но и не доказанную.

Кстати, одно из направлений философии 19-20 века – позитивизм – говорит: если теория не допускает возможности своего опровержения, то она ничего не объясняет. Религия основана на вере и не допускает иного толкования. Приходится сделать вывод, что она ничего не объясняет.

Люди верующие обычно говорят: "Сначала ты начинаешь верить, а потом знать. И поэтому у верующего человека в принципе нет вопроса о доказательстве бытия Бога". Это как в математике: есть система аксиом, которая не нуждается в доказательстве. С такой аксиоматической трактовкой соглашаются все верующие люди. Но, вспоминая математическую логику, а именно ее раздел, посвященный построению научных теорий, аксиомы не доказываются не потому, что их не надо доказывать, а потому, что при разработке теории еще нет методов доказательства. При построении теории сначала задаются аксиомы, потом методы доказательства, а потом на их основе строятся теоремы и остальные элементы теории. Т.е. существование Бога рассматривается как аксиома, которая не доказуема (т.к. нет методов, чтобы ее доказать). Но история показывает, что аксиомы могут меняться – так была создана, например, геометрия Лобачевского. Здесь можно сравнить верующих, берущих за аксиому, что Бог есть и неверующих, берущих за аксиому, что его нет. Да и вообще, то, что считалось неизменным, может стать частным случаем более общего.

Стивен Вайнберг
Стивен Вайнберг

Нобелевский лауреат, физик Стивен Вайнберг говорил: "Некоторые используют слово "бог" настолько широко и щедро, что неизбежно находят бога везде, куда бы ни взглянули. Нередко слышишь фразы: "Бог – совокупность всего", "Бог – лучшая часть человеческой природы", "Бог – это Вселенная". Безусловно, слову "бог", как и всякому другому, можно придать любое желаемое значение. Если вам угодно провозгласить, что бог – это энергия, вы найдете бога и в куске угля."

Тут можно заметить еще вот что. Все древние религии были многобожескими. В дальнейшем произошел переход от многобожия к единобожию. Автор книги "Почему я не мусульманин" Ибн Варрак остроумно заметил, что следующим этапом на пути развития религии будет отказ еще от одного бога и переход к атеизму.

 


Назад
О Боге

Дальше
Определения Бога


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->