Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

Кто вы?
Опрос начат: 21.11.2017
На текущий момент проголосовало 1 человек

Атеист
Верующий
Не определился
Результаты

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

О душе

Душа

Рассмотрим теперь вопросы, касающиеся души человека.

Во-первых, надо понять, что же такое душа?

Древнегреческий философ Аристотель в своем трактате о душе выделил три души: растительную, животную и разумную или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого тела.

В Библейской энциклопедии дается такое определение: "Душа имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим. II, 15, I Кор. IV, 4, II Кор. I, 12, Евр. ХIII, 18, Деян. ХХIII, 1). Она имеет чувство или сердце - способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага - Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Иоан. XVI, 20-22, Лук. VI, 45). Она имеет желательную способность, волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир. XV, 14-17, Быт. II, 16, 17, III, 2, 3, 6, Мф. XIX, 17, ХХIII, 37, Втор. XXX, 19, Нав. XXIV, 15, 16, 24, Ис. I, 19, 20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев. XIX, 2, I Петр. I, 15, Мф. V, 48, Ефес. IV, 13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир. XVII, 7, 8, Мф. V, 16, I Петр. IV, 11) и наконец в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Иоан. XVII, 21-26, Мф. ХIII, 43)".

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: "Душа – бессмертное  духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем значении человек, с духом и телом; в более тесном: человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смысле же теснейшем: жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа".

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: "Душа – у человека, начало, обусловливающее жизнь организма и способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли".

Наконец, в третьей книге серии "Анастасия" Владимира Мегрэ говорится, что душа – это совокупность всего невидимого, что есть в человеке. Под невидимым, видимо, понимается все идеальное, что есть в человеке, хотя напрямую в книге это не сказано. Теперь начинаем думать, что идеального есть у человека? Это его мысли, чувства, переживания, эмоции и т.п. Кстати, не стоит забывать и о том, что есть подсознание, которое также является частью нематериальной составляющей человека, а, следовательно, и его души. Получается вполне четкое и конкретное определение: душа – это совокупность всего нематериального, что есть в человеке. Кстати, достаточно во многом совпадает с определением из словаря Брокгауза и Эфрона. Из данного определения и будем исходить в дальнейшем.

Однако тут же встает вопрос: раз мы исходим из этого определения, то о каком переселении душ можно говорить? Мысли и чувства рождаются и хранятся в материальном носителе – мозгу и не могут существовать отдельно от него, т.к. относятся к конкретному человеку. Следовательно, когда умирает тело, умирает и душа. Естественно, человек может делиться своими мыслями и чувствами с другими людьми. В этом случае они также становятся материальными носителями его идеального, как сам этот человек является носителем идеального, принятого от других людей. Сюда же входят и такие понятия, как общественные нормы и идеалы. С этой точки зрения мысли могут делаться даже бессмертными – так мы до сих пор помним многих выдающихся людей древности, их взгляды, их открытия. Правда, переходя от одного человека к другому мысль не сохраняется в первоначальном виде, т.к. новый носитель мысли может частично изменить ее содержание. Об этом уже шла речь в главе об информации.

При этом не надо говорить о "вселенском духе" или о чем-то подобном, где сохраняются абсолютно все мысли. Хотя бы даже с той точки зрения, что зачем нужно запоминать все мысли всех людей? Я даже могу допустить, что может существовать накопитель такой огромной емкости, но зачем все это? У человека в процессе работы могут возникать промежуточные мысли, которые помогают ему, но о которых он потом забывает и больше к ним не возвращается. И опять встает тот же извечный вопрос – ГДЕ все это хранится, в каком виде, каким образом (если все это где-то есть) человек может получить эту информацию? На последний вопрос делается попытка дать ответ в первой книге серии "Анастасия", когда говорится о чистоте помыслов, но он малоубедителен, о чем говорится в соответствующей главе.

Кстати, о бессмертии. В книге "Атеистическая Вселенная" приводится такой пример. Есть закон сохранения массы и энергии. Мы все состоим из материи и энергии. После смерти составляющие наше тело атомы и энергия не пропадают. Следовательно, мы бессмертны.

Идем дальше. Говорят, что в случаях клинической смерти человек видит перед собой коридор, потом свет в конце него и т.д. Возможно. Я сам не видел, но могу в это поверить. Но кто сказал, что это есть процесс отделения души? Есть теория, что мозг в такой пограничной ситуации начинает отключаться и вырабатывает при этом последовательность импульсов, одинаковую для всех людей. Ведь все люди принадлежат к одному биологическому виду, значит, можно предположить, что в работе мозга у всех есть что-то одинаковое. По этоу поводу будет приведена статья в конце этой главы.

То, что человек после смерти может некоторое время видеть и слышать, что происходит вокруг него, тоже вполне объяснимо. Известно, что в случае смерти первым погибает мозг, а остальные органы еще продолжают работать – какой меньше, какой больше по времени, для некоторых органов это время доходит до нескольких часов. Именно таким образом человек улавливает все происходящее вокруг него, но не осознает этого, т.к. мозг полностью или частично не работает. Однако человек способен запоминать эту информацию, и в случае выхода из состояния клинической смерти осознавать и рассказывать об этом другим. Кстати, мы не знаем, что происходит в таком состоянии на подсознательном уровне.

Таким образом, мы не знаем, существует ли жизнь после смерти, поэтому надо наслаждаться и получать удовольствия от этой жизни. Кстати, об этом же говорят многие материалистические философские учения. Но это не означает вседозволенности.

И еще одно. В третьей книге серии "Анастасия", в главе "Воссоздайте Шамбалу" читаем слова Анастасии: "Над волей человека никто не властен. Несчастливой или счастливой – сам строит человек свою судьбу". Честно говоря, не вяжется с теориями о предписанности, предопределенности судьбы человека, в которую некоторые верят. И даже христианская философия говорит: у человека есть Душа, а Душа обладает Волей, которая имеет свободу и может поступать иначе, чем задумал Бог. Отсюда как раз и идут все расхождения с Божьим замыслом.

Стоит сразу рассмотреть вопрос о том, когда у человека появляется душа? По христианским поверьям душа появляется сразу же после зачатия. Именно на этом строятся их протесты против абортов – как же можно убить живое существо с душой, т.е. одушевленное, но об этом в своем разделе. Если брать развитие человеческого зародыша по неделям и исходить из определения души, данного выше, то можно предположить, что душа появляется тогда, когда начинается полное функционирование мозга, т.е. с семнадцатой недели.

Японцы считают, что душа появляется через 30 дней после зачатия, до этого момента во чреве женщины находится "нечто", которое может стать, а может и не стать человеком.

Здесь же вспоминаются статьи, в которых говорится о массе души. В них утверждается, что на основании взвешивания трупов было установлено, что душа весит 20 грамм. Неизвестно, как проводились измерения, однако действительно существуют весы, которые способны уловить изменение массы на 20 грамм в теле весом порядка 80 килограмм. Такими весами пользуются физики, работающие с радиоактивными материалами. Однако результаты данных измерений стоит подвергнуть сомнению. Где доказательства, что данное изменение веса действительно происходит именно из-за отделения души?

Кстати, если душа весит 20 грамм, то это противоречит христианским взглядам, что душа появляется в момент зачатия. Даже на девятой неделе развития зародыш весит всего 2 грамма. Или душа у детей весит меньше? Или вес души зависит от веса тела? Таким образом, либо христианские взгляды неверны, либо неверны результаты измерений, либо и то, и другое.

Где расположена душа у человека? Древние египтяне, индийцы, греки и арабы полагали, что сердце – вместилище души. Исходя из вышеприведенного определения, можно сказать, что мозг – вместилище души. И это будет более логично, т.к. работа сердца – перекачивание крови, а работа мозга – обработка информации, из которой и состоит душа. И не надо приводить примеры, что сердце начинает быстрее биться при виде, например, любимого человека. Это мозг дает команду организму на выработку стимулирующих веществ.

Существует ли душа только у человека или она имеется у других живых существ? Христианская вера говорит нам, что душой обладает только человек. Однако обратимся снова к определению души. Не знаю, как насчет мыслей, а чувства и эмоции имеются у всех живых существ, обладающих развитой психикой. Таким образом, стоит признать, что душа есть не только у человека, но еще, по крайней мере, у млекопитающих. Хотя бы у самых высокоразвитых, к которым относятся, скажем, приматы и дельфины.

Не обязательно даже разбираться в религиозной теории, чтобы ответить на этот вопрос. Достаточно обратить внимание на слова "одушевленное" и "неодушевленное", относящие в одну группу людей и животных, в другую - растения и предметы. Таким образом, эти два слова в русском языке подсказывают нам, что у животных есть душа.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.

Установление взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность мышления.

Что же мы видим в животном мире? Скоординированные действия группы особей, расчет своих действий на охоте – это и есть опосредованное отражение действительности с помощью образов, которые дают информацию об окружающем мире, о его поведении, о связях и взаимоотношениях между объектами как своей группы, так и не входящих в группу. Это дает возможность сказать, что у представителей животного мира присутствует мышление. Здесь же стоит вспомнить о способности некоторых видов к обучению. Однако в животном мире мышление конкретное, т.е. для конкретной жизненной ситуации.  Абстрактного мышления у животных нет, т.к. оно им ни к чему.

Из определения мышления также видно, что носителем мыслей не обязательно являются слова, т.е. для мышления не обязательно нужен язык, не обязательно нужно уметь говорить. Мыслить можно не только словами, но и образами. Ведь так обычно и происходит – человек мыслит словами, но под этими словами он понимает образы того, что означают слова. Образное мышление существует и у животных.

Человек начинает говорить только в год после рождения, однако говорить, что до года он не может мыслить, было бы крайне неверно. Ребенок начинает мыслить образами, и только потом появляется мышление языковое или словесное. Образное же мышление остается у человека на всю жизнь. Так мы может смотреть на какое-либо природное явление или произведение искусства и восхищаться им, не обдумывая его с помощью слов, а воспринимая его образ.

Одно и тоже слово для разных людей может вызывать различные образы. Например, я в качестве ругательства использую слово "черт", которое для меня не означает ничего, кроме набора звуков, а в то же время это же самое произнесенное мною слово некоторых верующих людей приводит в панику.

Между прочим, если открыть Ветхий завет, книгу Бытия, можно прочитать там: "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их" (Бытие 1:24; замечу, что человек к этому моменту еще не был сотворен) и далее: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою"(Бытие 2:7). И в первом случае (с животными), и во втором случае (с человеком) говорится о живой душе. Значит, душа есть и у животных, и у человека.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. душа нематериальна;
  2. душа не может существовать сама по себе, ей необходим материальный носитель;
  3. душа не может полностью переходить от одного материального носителя к другому, частичная же передача души возможна через материальные носители информации (речь, книги, аудио- и видеозаписи и т.д.);
  4. душа имеется не только у человека, но и у высших животных;
  5. душа не появляется сразу после зачатия;
  6. вес души, если он вообще есть, не определен.

Теперь подробнее по поводу света в конце тоннеля.

* * *

Свет в конце туннеляУченые из Великобритании и США провели исследование феномена "света в конце тоннеля", который нередко воспринимается как доказательство существования загробной жизни. Как сообщает РИА "Новости", специалистам удалось установить, что мозг умирающих людей обладает повышенной электрической активностью.

В течение трех лет ученые анализировали состояние полутора тысяч пациентов, переживших клиническую смерть в результате остановки сердца во время операции. В операционных и послеоперационных палатах на потолке были развешаны рисунки - ученые полагали, что если после возвращения к жизни пациенты смогут описать эти изображения, это послужит доказательством того, что умирающее сознание действительно продолжает работать.

Эксперимент показал, что все описания "увиденного" в состоянии клинической смерти являются галлюцинацией, появившейся вследствие работы клеток головного мозга. Более того, оказалось, что необычные ощущения испытывает очень малый процент людей.

Околосмертный опыт может объясняться подъемом электрической энергии, высвобождаемой, когда мозгу не хватает кислорода. Когда кровоснабжение замедляется, а уровень кислорода падает, клетки мозга производят последний электрический импульс. Возникнув в одной части мозга, он затем лавинообразно распространяется по всей его области, и это может вызывать необычные ощущения.

Ранее ученые уже высказали версию о том, что рассказы о "свете в конце тоннеля" могут быть проявлением одной из форм токсического психоза - помутнения сознания вследствие ядов, образующихся в процессе умирания. У умирающего человека дольше всего сохраняются слуховые восприятия, когда участки мозга, отвечающего за работу зрения и двигательную активность, уже прекратили свою деятельность. Именно поэтому больной, находящийся на грани смерти, слышит "голоса".

Дано объяснение и тому, что у некоторых умирающих за мгновение перед глазами проносится вся их жизнь: участки мозга угасают по очереди, начиная с более новых структур мозга и заканчивая более древними. Восстановление же этих функций при оживлении протекает в обратном порядке. Поэтому в процессе возвращения к жизни человека в его памяти в первую очередь всплывают наиболее стойко запечатлевшиеся "картинки", имеющие яркую эмоциональную окраску. Подобные видения, считают ученые-медики, могут свидетельствовать о какой-то активности мозга после клинической смерти.

* * *


Назад
Мировоззрение Господа Бога

Дальше
О приметах, предсказаниях, пророчествах


Оглавление

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика <--#endif-->