Я - атеист
Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

Кто вы?
Опрос начат: 21.11.2017
На текущий момент проголосовало 15 человек

Атеист
Верующий
Не определился
Результаты

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Сотворение мира в христианстве

Создание мира Богом освещается в первой книге Библии - "Бытие". Так же, как и другие мифы, легенда повествует о том, что в самом начале не было ничего, даже Земли. Существовал лишь сплошной мрак и пустота. На все это созерцал Всемогущий Бог, решивший оживить мир.

Мир и все сущее в нем было сотворено из ничего в результате волевого акта создателя - Бога. В христианстве фигура Бога выступает не только в качестве творца всего сущего, но и в качестве первичной причины существования мира. Бог не нуждался и не был обязан творить мир, для его существа создание мира не было обусловлено никакой необходимостью.

Начал он свое дело с сотворения земли и неба, не имевших сколько-нибудь определенных форм и очертаний. После этого Всемогущий создал свет и тьму, отделив их друг от друга и назвав день и ночь. Это произошло в первый день мироздания.

"Небо и земля" первого стиха Библии - это не облачное или звёздное небо и не почва под ногами человека, Здесь эти слова символизируют всё мироздание. В древнееврейском языке для обозначения всего сущего употреблялось словосочетание "небо и земля", т. е. всё, что есть.

В древнем тексте в словах "и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1.2) употреблён глагол, который обычно относится к птице, высиживающей своих птенцов. Это характерно для Библии: мир появляется не в результате войны или мести, а как итог любви. Говоря о воде, автор Книги Бытия пытается передать бесформенность первоматерии: земля "безвидна и пуста", бездна, покрытая тьмой. Мир в первое мгновение своего бытия ещё не имел ни своих собственных законов, ни своих форм.

На второй день Богом была создана твердь, которая разделила воду на две части: одна часть осталась над твердью, а вторая - под ней. Имя тверди стало Небо. Третий день ознаменовался созданием суши, которую Бог именовал Землей. Для этого он собрал всю воду, которая была под небом, в одном месте, и назвал ее морем. Чтобы оживить то, что уже было создано, Бог сотворил деревья и траву. Четвертый день стал днем создания светил. Их Бог создал для отделения дня от ночи, а также для того, чтобы они всегда освещали землю. Днем сияло большое светил Солнце, а ночью - светило поменьше - Луна, которому помогали звезды. Солнце, Луга и звезды располагались на небесной тверди. Пятый день был посвящен созданию живых существ. Самыми первыми появились рыбы, водные животные и птицы. Созданное понравилось Богу, и он решил увеличить их количество. На шестой день были созданы существа, обитающие на суше: дикие звери, скот, змеи. Затем Бог сотворил себе Человека и сделал его похожим на себя. Человек должен был стать владыкой земли и всего обитающего и растущего на ней, в то время как за собой Бог оставил привилегию управлять всем миром.

В.М. Васнецов. Блаженство рая
В.М. Васнецов. Блаженство рая

Из земного праха был создан мужчина и назван Адамом ("человек"). Его Бог поселил в Эдеме - райской стране. Посредине рая выделялось особое дерева - древо познания добра и зла. Адаму было поручено охранять райский сад и ухаживать за ним. Он мог вкушать плоды с любого дерева, кроме древа познания добра и зла. Бог пригрозил ему, что, съев плод именно с этого дерева, Адам тут же погибнет.

Адаму было скучно одному в саду, и тогда Бог велел всем живым существам прийти к человеку. Адам дал всем птицам, рыбам, пресмыкающимся и животным имена, но не нашел того, кто смог бы стать ему достойным помощником. Тогда Бог усыпил его, вынул у него из тела ребро и создал из него женщину. Бог дал им напутствие - наполнять землю, обладать ею, властвовать над рыбами морскими, птицами небесными и прочими животными, которые ходят и ползают по земле. А сам, довольный всем созданным, решил отдохнуть.

Позже некий змей (иногда говорят, что это дьявол, однако прямого указания на это в книге Бытия нет) соблазнил Еву попробовать плод с древа познания добра и зла. Ева, в свою очередь, накормила этими плодами Адама. Об этом узнал Бог и, рассердившись, изгнал обоих из рая.

Мир именно сотворен Богом, а не "сработан" им и не "рождён". Следовательно, мир имеет творческое начало и сотворен по воле Творца-Бога. В тексте Библии на иврите стоит слово "бара" - один из семи глаголов действия древнееврейского языка. "Бара" означает именно новое действие, творчество, а не переделку чего-то уже существовавшего. Бог не столько строит из имеющегося материала, сколько творит, сочиняет мироздание. В греческом тексте Символа веры слову "творец" соответствует слово "поэтес". Мир раскрывается как поэма, как книга. Мир и Бог не больше похожи друг на друга, чем страница, на которой написан текст, похожа на человека, этот текст написавшего.

Для Библии очень характерно, что в рассказе о сотворении мира отсутствуют мотивы божественных браков и рождений (теогония), нет борьбы богов между собой, нет и мотива борьбы Творца с хаотическими внебожественными силами.

 


Назад
Сотворение мира в иудаизме

Дальше
Сотворение мира в исламе


На главную

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика [an error occurred while processing this directive]