Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Христианство и его сходство с другими религиями
Уникальны ли христианские мифы?

Верующие любят говорить, что Библия - это божье слово, божественное откровение, данное людям самим Богом.

Оставим в стороне вопрос, мог ли что-то дать людям Бог, если само его наличие находится под большим вопросом, и посмотрим на Библию. Так ли уникально то, что изложено в ней?

В 19 веке во дворце ассирийского царя Ашурбанипала была обнаружена большая библиотека из глиняных клинописных табличек. Их отправили в музей и начали расшифровывать.

Вместе с табличками нашли глиняный цилиндр с картинкой, изображающей дерево, по одну сторону которого находился мужчина, а по другую - женщина. На дереве висели круглые плоды, к которым они тянули руки, а позади женщины извивался змей. Очень знакомая картина, не так ли?

Для верующих известие о том, что библейский миф - на самом деле не библейский, а заимствованный иудейскими племенами от гораздо более развитой вавилонской культуры, было неприятным шоком.

Потом были оказались расшифрованы найденные таблички. Расшифровка заняла 20 лет, но результаты оказались поразительными.

На обломке одной из них было написано: "К горе Низир причалил корабль; гора Низир задержала корабль и не давала ему качаться. Когда наступил седьмой день, я выпустил голубя; голубь полетел и вернулся: он не нашел себе места (сухого) и потому вернулся".

Не менее знакомая история, не так ли?

Это была легенда о Всемирном потопе, которой монопольно гордилась Библия. И вот теперь эта легенда найдена археологами в более древних источниках и в совершенно другой стране.

Легенда о Всемирном потопе - всего лишь часть ассиро-вавилонского эпоса о Гильгамеше. Весь эпос занимает 12 табличек, а человека, который спасся от потопа на самодельном корабле, звали Утнапиштим.

Вот как рассказывает о потопе вавилонский оригинал: "Произвести потоп решило сердце великих богов. Эа, владыка премудрости, был с ними и поведал их решение дому, сплетенному из тростника: дом! дом! стена! стена! слушай и внимай. Ты, человек из Шуриппака, сын Убуртуту, строй дом, сооружай корабль, брось богатство, ищи жизни, возненавидь имущество и сохрани жизнь. Возьми в корабль семена жизни всякого рода. Корабль, который ты должен выстроить, должен иметь определенные размеры".

Далее повествование продолжается от лица главного героя: "Все, что у меня было в серебре, внес я туда; все, что было у меня в золоте, внес я туда; все, что было у меня в виде семян жизни всякого рода, ввел я туда. Потом я ввел туда все мое семейство и близких, а также полевой скот, зверей и ремесленников... На седьмой день успокоилось море, ураган, буря и потоп прекратились. Увидев день, я увидел, что все человечество превратилось в глину".

Далее Утнапиштим выпустил голубя, который не нашел сухого места и вернулся на корабль. Потом Утнапиштим выпустил ласточку. Та тоже вернулась. Затем настал черед ворона - тот не вернулся. Значит, на планете уже была суша. Высадившись на сухое место, Утнапиштим воскурил жертву богам.

Датировка вавилонских табличек - 3 тысячелетие до нашей эры. Но на них есть надпись, что таблички эти - копия с какого-то не дошедшего до нас древнего оригинала. То есть история еще старше.

Среди расшифрованных табличек была одна, которая рассказывала о легендарном аккадском царе Саргоне I. Речь в повествовании шла от лица самого царя: "Зачала меня моя бедная мать; втайне родила меня, положила меня в тростниковую корзину, запечатала меня смолой и отдала меня реке... Тогда подняла меня река, принесла меня к Акки-водоносу. Акки-водонос поднял меня, взял меня в сыновья и воспитал меня".

Опять знакомо, не так ли? Легенда о рождении Моисея. Разница лишь в том, что младенца Моисея извлекла из прибившейся к берегу корзинки египетская царица. А еще это легенда об основателях Рима - Ромуле и Реме. Только их вытащила из плывущей корзинки и вскормила волчица. Есть аналогичная легенда о начале жизни царя Кира. И римского императора Августа.

Типология мифа примерно одинакова для всех стран и народов: некий предсказатель пророчит злому начальнику, что родился младенец, который вырастет и навредит ему. Начальник отдает приказ изничтожить всех младенцев в округе. Их уничтожают, но один (разумеется, тот, который нужен) случайно спасается, взрослеет, и пророчество сбывается.

Кстати, о Ромуле и Реме, которые основали Рим в 8 веке до рождения Христова. По легенде, этих близнецов родила непорочная дева-весталка. Родила от бога Марса, который спустился с неба.

Главный герой шумерского эпоса Гильгамеш тоже был рожден непорочно. Его матерью, по шумерским сагам, была богиня Нинсун, а отцом - лиль, что переводится как дух, призрак. Легенда о рождении Будды царицей Майей тоже напоминает легенду о рождении Христа: царице во сне явился божественный белый слон, после чего и родился Будда. Да и имя Майя сходно с имене Мария.

Аналогичная легенда была и у ассиро-вавилонян. Месопотамский царь-бог Нимрод, по преданию, был убит, а его тело рассечено на куски. Вдова Нимрода Семирамида уже после смерти царя каким-то образом зачала и родила царского сына Таммуза, который являлся воплощением царя-бога.

И еще один момент. Ромул и Рем плывут в корзинке но Тибру. Точно так же в своих корзинках по своим рекам плывут Моисей и царь Саргон. Корзинки со всеми этими младенцами прибивает к берегу, где их кто-то находит и воспитывает. Только Саргона и Моисея воспитали люди, а римских близнецов вскормила волчица. Ее и изображают в виде натуральной волчицы. Но если вспомнить, что в Древнем Риме волчицами называли проституток, то ситуация выравнивается.

Потом, став взрослыми, Ромул и Рем поссорились, и один из них убил другого. После чего раскаялся. Узнаете? Конечно же - Каин и Авель.

Весь древний мир был полон одних и тех же легенд, которые затем были собраны еврейским эпосом.

В 1901 году на территории Персии нашли каменный столб, на котором были начертаны законы древнейшего вавилонского царя Хаммурапи. Считается, что это одни из первых писаных законов в истории. Второе тысячелетие до нашей эры. Закон Хаммурапи состоял из 247 статей, регулировавших самые разные аспекты жизни вавилонского государства.

Эти законы как две капли воды оказались похожими на те, которыми снабдил господь Моисея на горе Синай. Причем на столбе есть рисунок, на котором законы эти в виде каменных пластин царю Хаммурапи вручает Бог.

И церковь, и ученые датируют Моисеево законодательство 8 веком до нашей эры. Вавилонские скрижали минимум на 500 лет старше.

История о пророке, которому боги подарили законы, встречается не только в Месопотамии. Мифологический критский царь Минос получил законы от Зевса. И точно так же, как Моисей, Минос слыл по этой причине большим мудрецом. Существуют подобные легенды и у других народов мира.

Есть в Библии книга Притчей Соломоновых. До 1923 года она считалась оригинальным произведением, а в 1923 году была расшифрована и опубликована древнеегипетская книга, местами едва ли не слово в слово повторяющая книгу Притчей. При египетский текст появился тогда, когда у евреев еще не было письменности.

Однако наиболее интересным результатом сравнительного анализа шумерской мифологии и Библии является вытекающее из него объяснение загадочной истории сотворения Евы, "матери всех живущих", из ребра Адама. Почему древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, когда речь шла о создании Евы, чье имя означает "та, кто дает жизнь"?

Это можно объяснить тем, что в основе библейской легенды о рае лежит шумерская поэма о Дильмуне. Был у шумеров бог по имени Энки. Со временем здоровье его пошатнулось. Восемь органов были поражены болезнью. В том числе и ребра. Для лечения каждого органа была создана своя богиня. На шумерском языке ребро обозначается словом "ти". Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть "госпожа ребра". Но шумерское слово «ти» означает также "давать жизнь". Таким образом в шумерской литературе "госпожа ребра" благодаря своего рода игре слов превратилась в "госпожу, дающую жизнь". Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке "ребро" и "дающая жизнь" звучат по-разному.

Известно, что евреи были в плену и в Вавилоне, и в Египте. Они столетиями находились на стыке величайших цивилизаций. Вот и набрались у всех. Кроме древнеегипетской в тех краях существовала еще одна великая империя, с которой Египет долгое время воевал - хеттская. Хеттское царство находилось на территории современной Турции. После того как хеттская письменность была расшифрована, стало ясно, что евреи пользовались и хеттскими источниками. И финикийскими. И карфагенскими. Через их землю проходили многие завоеватели - хетты, египтяне, вавилоняне, персы, римляне. Столкновения отсталых еврейских племен с великими культурами, обладающими письменностью, развитой мифологией, обычаями, литературой, не прошло для них даром. У тех же хеттов евреи позаимствовали обряды возлияния вина и елея. Даже названия жертвоприношений они списали у хеттов - всесожжение, мирная жертва, совершенная жертва.

О том, что Месопотамия оказала влияние на Библейские сказания, можно понять, периодически натыкаясь в Библии на совсем непалестинские реалии. Например, Вавилонская башня или Эдем, расположенный в Междуречье.

Однако наибольшее влияние оказала египетская культура.

Существует старинный египетский обычай - обрезание. Это рудимент времен каменного века, первобытный африканский обряд инициации, то есть ритуального калечения, после которого мальчик считается мужчиной. Обряд обрезания у египтян позже позаимствовали иудеи, а у тех его потом переняли мусульмане. Да и обряд омовения, в своей основе чисто гигиенический, иудеи и мусульмане также позаимствовали у египтян. Позже у христиан омовение превратилось в водное крещение.

Веру в загробный мир, деление его на рай и ад, а также саму идею суда на душами умерших евреи также переняли у египтян. По египетским представлениям, на Страшном суде мертвые восстанут из могил и получат свои тела обратно. Именно поэтому древние египтяне так старательно сохраняли тела после смерти, тщательно бальзамируя их. Христиане потом модернизировали миф, заявив, что заботиться о мертвых телах не нужно, поскольку Господь всемогущ и ему ничего не стоит восстановить тело.

Древние египтяне представляли себе Страшный суд следующим образом. Усопший является в Зал правосудия, где его судьбу решают с помощью весов. Если перевесят добрые дела, человек отправляется в рай, а если злые - его душу пожрет адское чудовище. То же самое и у христиан. Только в египетской мифологии весы держит бог Осирис, а в христианской – архангел Михаил.

Любопытно обратить внимание на египетского бога Анубиса. Он изображался в виде человека с головой пса или шакала. И оказал непосредственное влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который изображался на иконах с собачьей головой. Кстати, родом этот святой из Африки.

Анубис
Анубис
(в руках держит анх)
Святой Христофор Псеглавец
Святой Христофор Псеглавец
греческая икона 13 в.

Обратим внимание на одну деталь, изображенную на приведенных картинах. Христофор в руках держит крест. Анубис держит анх. Однако христианский крест и есть не что иное, как трансформировавшийся египетский анх. Впрочем, подробнее об этом - позже.

Посмотрим на богиню Изиду с младенцем Гором. Можно заметить ее сходство с Богородицей.

Изида с Гором и Богородица

Сходство не только внешнее, но и биографическое. Изида родила Гора чудесным образом. Помимо божественного, Гор имел еще и земное, человеческое воплощение и, кроме того, вместе со своим небесным отцом Осирисом служил символом воскрешения. К тому же бог невинно пострадал и был жестоко убит, а своим последователям он обещал вечную жизнь после смерти. Специалисты отмечают также триединую природу бога Гора. Больше того, та идея, которая ныне считается чисто христианской - о том, что человек имеет свободу воли и сам отвечает за все свои действия и грехи во время жизни - родилась в Египте и является частью культа Осириса.

Миф о постоянной войне между Гором (или Хором) и его соперником Сетом в христианстве трансформировался в легенду о соперничестве между Христом и Сатаной. Даже имена чем-то похожи.

Египетская мифология была также весьма уважаема в Римской империи, откуда пошло распространение христианства. Культ египетской Изиды был у римлян в большой моде.

Французские христиане довольно долго почитали Изиду как христианскую святую, а ее статуя до 16 века стояла на стене аббатства Сен-Жермен. Считается, что в раннехристианском сознании еще не произошло четкого разделения между богоматерью Изидой с младенцем Гором и богоматерью Марией с младенцем Христом. Даже обряды и ритуалы почитания Изиды и девы Марии были весьма схожими. Вот что пишет об этом известный английский религиовед Д. Фрезер: "Величественный ритуал Изиды - эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери - действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католичества. Это сходство не случайно. Просто Древний Египет внес свой самостоятельный вклад в разработку пышной символики католицизма".

Благовещение также было позаимствовано из Египта, а именно - с древнеегипетского культа Аменофиса. Культ этот сложился задолго до христианства. Начинается история Аменофиса с того, что юной девственной жрице Метемфе является бог - птицеголовый Тот, который сообщил ей благую весть: Метемфа беременна от божества и тот, кого она родит, будет называться Аменофисом. Причем процесс непорочного зачатия происходит не просто через обмен любезностями, но и через целование Метемфой анха. Это такой египетский крест. После рождения Аменофиса, вокруг него собираются всякие мудрецы, в том числе приходят поклониться ему трое волхвов. Все это запечатлено на египетских стелах и на фресках, которые позже были раскопаны в Луксоре.

Иногда языческие следы в христианстве просто бросаются в глаза. Например, православным христианам России прекрасно знакома такая картина - конфеты и прочие съестные припасы, лежащие на могилах после поминовения усопших. Тщательно готовили покойника на тот свет, снабжая его всем необходимым, в том числе и едой, не только в Египте. Это прослеживается до палеолита, до каменного века.

В России покойному на лоб кладут бумажку с изображением Христа, а в руки - листок с молитвой. В Египте льняная полоска с изображением бога Осириса клалась на лоб покойного, а в руки ему давали священные письмена на папирусе.

Даже такая вещь, как молитва за умерших, была заимствована христианами у древних культур. На одной из египетских гробниц была обнаружена надпись: "У меня не было наследника, чтобы произнести у врат гробницы заупокойную формулу. Посему прошу вас произнести за меня заупокойную формулу, как живущих теперь, так и тех, кто будет жить впоследствии. Сердце ваше не будет этим утомлено, гортань не сузится, язык не устанет, достояние не израсходуется, житница не опустеет, ибо это лишь дуновение уст, но полезное для усопшего".

Обычай жечь восковые свечи и лампады в своих храмах христиане переняли у язычников, которые зажигали лампады и масляные лампы в своих храмах перед изображениями богов. Причин у этого обычая две. Во-первых, со времен каменного века огонь считался священным. Во-вторых, он использовался для освещения, ведь других источников света в те времена не было. А что нужно в храме освещать в первую очередь? То, на что надо смотреть - изображения. Поэтому лампадки висят под иконами до сих пор.

Наконец, христианские храмы строятся алтарем на восток. Но точно так же строились святилища и капища язычников-солнцепоклонников. Чтобы восходящее солнце освещало алтарь, то есть место для жертвоприношений, и путь к нему.

Не стоит удивляться такому смешению верований разных народов. Люди торговали, кочевали, воевали. Шел культурный и материальный обмен. Во время завоеваний Александра Македонского эллинизм проник даже в Индию. А после смерти Александра, когда Египтом стали править греки, мифология последних перемешалась с египетской. После завоевания Египта Римом произошла новая волна смешений.

Взаимопроникновение религиозных обычаев происходит и сегодня, даже во враждующих религиях - для этого нужно просто их тесное соприкосновение. В Египте абсолютное большинство населения - мусульмане. Но есть и христиане. Однако в христианской церкви в Каире на полу лежат ковры, как в мечети, а при входе в храм верующие снимают обувь.

Культы Осириса (Египет), Орфея (Греция), Аттиса (Рим), Зороастры и Митры (Персия-Рим) и многие другие строились по одной и той же схеме боговоплощения: чудесное рождение богомладенца от девы - страдания за людей и смерть - схождение в ад - телесное воскресение и вознесение.

 


Назад
Христианство и его сходство с другими религиями

Дальше
О кресте


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->