Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Христианство и его сходство с другими религиями
Небесная иерархия

Так же как психология богов копирует психологию современных им людей, так и представление о "небесной канцелярии" в религии точно копирует земную государственную иерархию: один большой начальник, а под ним - множество мелких начальников, каждый из которых отвечает за свой фронт работ. Есть главный бог Юпитер, а есть Бахус, который трудится по линии винопроизводства. Все боги святы, обладают огромной властью и умеют совершать чудеса. Но начальник у них все равно один. Можно обращаться за помощью непосредственно к главному богу, но лучше действовать по субординации и апеллировать к той инстанции, которой ближе вопрос, требующий разрешения. Например, Нептун отвечает за морские дела и покровительствует путешественникам. К нему надо обращаться морякам, чтобы спас от штормов.

Ничуть не изменил эту иерархию и монотеизм. Только слегка модифицировал. В христианстве есть главный бог, а есть его заместители и помощники по разным вопросам - ангелы и святые. Любой святой - тот же мелкий бог язычников, поскольку каждый из святых отвечает за свое направление и умеет творить чудеса. Один святой покровительствует купцам, другой морякам. То и дело появляются новые святые, отвечающие за новые, современные направления. Например, есть покровитель радиосвязи, ракетчиков, программистов. Можно апеллировать к главному богу, но лучше направить молитвенный запрос тому, кто специализируется на решении вопроса.

По некоторым данным, существует 5120 католических святых - экспертов по разным вопросам, включая боли в животе, помощь жертвам нападений, потерю аппетита, продажу оружия, кузнечное дело, переломы костей, изготовление бомб, нарушения работы кишечника - и все это только до буквы В латинского алфавита.

Не всегда было так. В первые 3 века христиане отвергали поклонение каким-либо материальным предметам. У них был один бог - Иисус, а все остальное - земной прах. Как можно поклоняться каким-то доскам, краскам, идолам или мощам - кускам мертвых и засушенных соплеменников, если над тобою есть вечно живой Иисус?

Но потом ситуация стала меняться. Во время гонений на христиан у них начали появляться свои герои (то есть мученики) и места их захоронений. Стали возникать вопросы: надо ли почитать непреклонных борцов, отдавших жизнь за веру или все же только Христа?

Постепенно человеческая психология брала верх над идеологическими построениями. С середины 3 века христиане начали посещать могилы апостолов Петра и Павла. Поначалу это носило характер гражданской памяти, но довольно быстро перешло в поклонение: на могилах мучеников стали молиться и обращаться к мертвым с просьбами.

Совершенно естественное поведение для язычника, которое приводит к обожествлению предмета или человека. Христианские идеологи уловили эту опасную тенденцию. Афанасий Великий и Антоний Египетский публично осуждали подобное поведение. А чтобы у темной массы прихожан не оставалось даже предметов для слепого поклонения, они велели замуровывать в стены храмов все сохранившиеся мощи мучеников. В Писании сказано: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус", а еще: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Однако борьба с оязычиванием к успеху не привела, несмотря па авторитет Писания. Язычество победило христианство.

К 4 веку процессии христиан потянулись к местам захоронений апостолов и заслуженных деятелей церкви. Там они делали то, что делают все язычники у своих святынь - молились и просили. Их уже никто не осуждал.

В 5 веке римский папа Григорий официально заявил, что святые мощи помогают при лечении одержимости. А в 8 веке Вселенский собор официально утвердил решение о том, что новая церковь может быть построена, только если в ее основание положены святые мощи. Это была полная смысловая инверсия прежних решений. Если раньше в стены храмов мощи прятали от фанатиков, теперь ими освящали сам храм. Причем в принудительном порядке. Отныне мощи должны быть в каждой церкви.

Кстати, замуровывать человеческие останки в стены - это чисто языческий обычай. Именно язычники сначала приносили в жертву богам человека, а потом замуровывали труп в кладку новой крепости или строения.

Таким образом, мощи официально обрели статус священных предметов, сравнявшись по святости почти с самим Богом: они наделялась волшебными силами и способностью творить чудеса.

После культа святых мощей церковные власти стали вводить культ изображения святых. Поначалу это было сделано только для того, чтобы помочь язычникам приспособиться к христианству. Те привыкли к антропоморфным богам и мифологическим героям, а тут видели перед собой на иконе нечто похожее, просто называлось это по-другому: святой.

Церковные иерархи думали обхитрить массы такими подменами. Но массы обхитрили их - язычники, войдя в христианство, оязычили его собой. Они стали поклоняться нарисованным доскам, как раньше поклонялись своим деревянным идолам. Перед досками становились на колени, ставили перед ними светильники и приносили им жертвы: воскуряли возле изображений ладан. То есть вели себя один в один как в языческих храмах.

Именно тогда и произошла специализация христианских святых по типу языческих божеств. Обращаться к Богу теперь стало можно не только непосредственно, но и через заместителей - святых. Новоявленные святые придумывались буквально сходу для замещения привычных прихожанам языческих праздников.

Доходило до смешного. В Римской империи праздновали Новый год 7 марта по нынешнему календарю. При этом люди поздравляли друг друга: "Желаю постоянного счастья!" На латыни это звучало: "Перпетуум фелицитателем!" И что же? На 7 марта церковники назначили праздник двух святых - Пернетуи и Фелицитаты.

Во времена Эпохи Просвещения прогрессивные мыслители стали упрекать церковь в этих вымыслах и требовали признаться в подлоге. Католическая церковь отмалчивалась несколько столетий. И только в шестидесятых годах прошлого века покаялась в грехах. Церковь извинилась за инквизицию, за преследование просвещения и за фальсификацию святых. Был оглашен полный список "левых" святых, в числе которых оказались такие, как Николай Чудотворец, Екатерина Великомученица, Великомученица Варвара и другие. Католики признали подлог.

Православные тоже провели такю "чистку". В 2013 году статуса святых были лишены 36 человек. А ведь в их честь уже построены храмы, названы дети, а церковь получила со всего этого неплохой доход.

Впрочем, это отнюдь не первая и не единственная подобная история, когда вложения в церковную святость оказывалось пересмотренным. Крупномасштабное "поражение в правах" русских святых состоялось после большого Московского Собора 1666-1667 годов, созванного царем в ходе никоновской реформы и прошедшего с участием греческих патриархов. Как писал историк А. В. Карташев: "Патриархи, а за ними - увы! - и все русские отцы собора 1667 г. посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее".

А в новом церковном Уставе 1682 исчезли памятные дни, связанные с 21 русским святым.

Были и другие, менее масштабные, случаи пересмотра и лишения титула "святости".

 


Назад
Единобожие

Дальше
Троица и небесная семья


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->