Я - атеист
Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте














Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

Кто вы?
Опрос начат: 21.11.2017
На текущий момент проголосовало 42 человек

Атеист
Верующий
Не определился
Результаты

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Христианство и его сходство с другими религиями
Небесная иерархия

Я-атеист Я-атеист

Так же как психология богов копирует психологию современных им людей, так и представление о "небесной канцелярии" в религии точно копирует земную государственную иерархию: один большой начальник, а под ним - множество мелких начальников, каждый из которых отвечает за свой фронт работ. Есть главный бог Юпитер, а есть Бахус, который трудится по линии винопроизводства. Все боги святы, обладают огромной властью и умеют совершать чудеса. Но начальник у них все равно один. Можно обращаться за помощью непосредственно к главному богу, но лучше действовать по субординации и апеллировать к той инстанции, которой ближе вопрос, требующий разрешения. Например, Нептун отвечает за морские дела и покровительствует путешественникам. К нему надо обращаться морякам, чтобы спас от штормов.

Ничуть не изменил эту иерархию и монотеизм. Только слегка модифицировал. В христианстве есть главный бог, а есть его заместители и помощники по разным вопросам - ангелы и святые. Любой святой - тот же мелкий бог язычников, поскольку каждый из святых отвечает за свое направление и умеет творить чудеса. Один святой покровительствует купцам, другой морякам. То и дело появляются новые святые, отвечающие за новые, современные направления. Например, есть покровитель радиосвязи, ракетчиков, программистов. Можно апеллировать к главному богу, но лучше направить молитвенный запрос тому, кто специализируется на решении вопроса.

По некоторым данным, существует 5120 католических святых - экспертов по разным вопросам, включая боли в животе, помощь жертвам нападений, потерю аппетита, продажу оружия, кузнечное дело, переломы костей, изготовление бомб, нарушения работы кишечника - и все это только до буквы В латинского алфавита.

Не всегда было так. В первые 3 века христиане отвергали поклонение каким-либо материальным предметам. У них был один бог - Иисус, а все остальное - земной прах. Как можно поклоняться каким-то доскам, краскам, идолам или мощам - кускам мертвых и засушенных соплеменников, если над тобою есть вечно живой Иисус?

Но потом ситуация стала меняться. Во время гонений на христиан у них начали появляться свои герои (то есть мученики) и места их захоронений. Стали возникать вопросы: надо ли почитать непреклонных борцов, отдавших жизнь за веру или все же только Христа?

Постепенно человеческая психология брала верх над идеологическими построениями. С середины 3 века христиане начали посещать могилы апостолов Петра и Павла. Поначалу это носило характер гражданской памяти, но довольно быстро перешло в поклонение: на могилах мучеников стали молиться и обращаться к мертвым с просьбами.

Совершенно естественное поведение для язычника, которое приводит к обожествлению предмета или человека. Христианские идеологи уловили эту опасную тенденцию. Афанасий Великий и Антоний Египетский публично осуждали подобное поведение. А чтобы у темной массы прихожан не оставалось даже предметов для слепого поклонения, они велели замуровывать в стены храмов все сохранившиеся мощи мучеников. В Писании сказано: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус", а еще: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Однако борьба с оязычиванием к успеху не привела, несмотря па авторитет Писания. Язычество победило христианство.

К 4 веку процессии христиан потянулись к местам захоронений апостолов и заслуженных деятелей церкви. Там они делали то, что делают все язычники у своих святынь - молились и просили. Их уже никто не осуждал.

В 5 веке римский папа Григорий официально заявил, что святые мощи помогают при лечении одержимости. А в 8 веке Вселенский собор официально утвердил решение о том, что новая церковь может быть построена, только если в ее основание положены святые мощи. Это была полная смысловая инверсия прежних решений. Если раньше в стены храмов мощи прятали от фанатиков, теперь ими освящали сам храм. Причем в принудительном порядке. Отныне мощи должны быть в каждой церкви.

Кстати, замуровывать человеческие останки в стены - это чисто языческий обычай. Именно язычники сначала приносили в жертву богам человека, а потом замуровывали труп в кладку новой крепости или строения.

Таким образом, мощи официально обрели статус священных предметов, сравнявшись по святости почти с самим Богом: они наделялась волшебными силами и способностью творить чудеса.

После культа святых мощей церковные власти стали вводить культ изображения святых. Поначалу это было сделано только для того, чтобы помочь язычникам приспособиться к христианству. Те привыкли к антропоморфным богам и мифологическим героям, а тут видели перед собой на иконе нечто похожее, просто называлось это по-другому: святой.

Церковные иерархи думали обхитрить массы такими подменами. Но массы обхитрили их - язычники, войдя в христианство, оязычили его собой. Они стали поклоняться нарисованным доскам, как раньше поклонялись своим деревянным идолам. Перед досками становились на колени, ставили перед ними светильники и приносили им жертвы: воскуряли возле изображений ладан. То есть вели себя один в один как в языческих храмах.

Именно тогда и произошла специализация христианских святых по типу языческих божеств. Обращаться к Богу теперь стало можно не только непосредственно, но и через заместителей - святых. Новоявленные святые придумывались буквально сходу для замещения привычных прихожанам языческих праздников.

Доходило до смешного. В Римской империи праздновали Новый год 7 марта по нынешнему календарю. При этом люди поздравляли друг друга: "Желаю постоянного счастья!" На латыни это звучало: "Перпетуум фелицитателем!" И что же? На 7 марта церковники назначили праздник двух святых - Пернетуи и Фелицитаты.

Во времена Эпохи Просвещения прогрессивные мыслители стали упрекать церковь в этих вымыслах и требовали признаться в подлоге. Католическая церковь отмалчивалась несколько столетий. И только в шестидесятых годах прошлого века покаялась в грехах. Церковь извинилась за инквизицию, за преследование просвещения и за фальсификацию святых. Был оглашен полный список "левых" святых, в числе которых оказались такие, как Николай Чудотворец, Екатерина Великомученица, Великомученица Варвара и другие. Католики признали подлог.

Православные тоже провели такю "чистку". В 2013 году статуса святых были лишены 36 человек. А ведь в их честь уже построены храмы, названы дети, а церковь получила со всего этого неплохой доход.

Впрочем, это отнюдь не первая и не единственная подобная история, когда вложения в церковную святость оказывалось пересмотренным. Крупномасштабное "поражение в правах" русских святых состоялось после большого Московского Собора 1666-1667 годов, созванного царем в ходе никоновской реформы и прошедшего с участием греческих патриархов. Как писал историк А. В. Карташев: "Патриархи, а за ними - увы! - и все русские отцы собора 1667 г. посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее".

А в новом церковном Уставе 1682 исчезли памятные дни, связанные с 21 русским святым.

Были и другие, менее масштабные, случаи пересмотра и лишения титула "святости".

 


Назад
Единобожие

Дальше
Троица и небесная семья


На главную

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика [an error occurred while processing this directive]