Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Христианство и его сходство с другими религиями
Троица и небесная семья

Андрей Рублев. Троица
Андрей Рублев. Троица

Христианская Троица тоже является не чем иным, как языческим рудиментом.

На протяжении первых столетий христианства никакой Троицы не было. Ее придумали позднее и утвердили на очередном соборе.

Троица - это разделение одного Бога "на троих", как говорят в народе. Бог, оказывается, на самом деле не один, он состоит из трех вполне самостоятельных сущностей - Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого.

Нигде в Библии ничего ни про какую Троицу не написано. Более того, Бог старательно убеждал евреев верить только в него - одного-единственного. И сильно ревновал, когда евреи делали попытки помолиться другому богу.

Христианство отпочковалось от иудаизма. И потому ранние христиане целиком разделяли мнение иудеев о главенстве и единственности "истинного" бога, полагая всех остальных богов "неправильными". Впрочем, такая же ситуация вырисовывается по сей день. Попробуйте сказать какому-нибудь верующему, что его бог неправильный, и что верить надо в другого бога. Много всего в ответ услышите. При этом совершенно неважно, в какого именно бога (Христа, Аллаха или кого другого) он верит. Позиция однозначная: моя вера и мой бог – правильные, все остальное – от лукавого.

Так было до середины второго столетия нашей эры. Потом христианская религия начала идеологически отдаляться от иудаизма и завоевывать жизненное пространство, выходя на другие территории. Завоевывая территории язычников, христианство постепенно впитывало в себя их веру. Иначе и быть не могло. Только использование привычных символов и образцов позволило новой религии захватить жизненное пространство.

Сначала Иисус никаким богом не был. Да, он называл себя сыном божьим. Но это было обычным риторическим оборотом, так тогда говорили о себе все иудеи. Да и сам Иисус в Нагорной проповеди называл соотечественников сынами божьими. Сам себя он считал пророком, мессией.

Но потом христиане стали поклоняться ему как настоящему богу. А когда иудаизм и христианство окончательно разошлись, христианство, распространяясь в массы, стало разменивать качество на количество, шло на уступки массовому сознанию. А Троица для масс язычников была явлением вполне знакомым! Троица ведущих богов существовала в египетской мифологии (Осирис - бог-отец, Изида - богиня-мать, Гор - бог-сын), в вавилонской (Анну, Энлиль, Эа), а также в греческой, римской, индийской, сирийской, древнефиникийской и других мифологиях.

Более того, египетские жрецы учили: "Бог един в своей сущности, но не един в своем воплощении". Как это похоже на христианское "Бог един, но имеет три ипостаси".

Если «небесная канцелярия» - отражение земной государственной иерархии, а психотип богов - отражение человеческого психотипа, то небесная семейная троица - отражение семейной ячейки. Люди переносили на небо земные реалии.

Когда-то один из иудейских религиозных теоретиков, Филон Александрийский, живший в греческом городе Александрии, первым попытался в своих трудах «вывести иудаизм на международную арену», для чего постарался совместить библейские верования с греческим платонизмом.

Компилируя разные мифологии, он придумал следующее. Вся греческая мудрость Платона, Пифагора и Зенона, оказывается, была выражена в Моисеевом Пятикнижии. Библейский бог, по Филону, есть потусторонний и принципиально непознаваемый Творец всего сущего, Отец этого мира. Совместно с некоей Софией - матерью всего сущего - Бог-Отец порождает Бога-Сына. Это уже взято из египетской мифологии. Филон долгое время жил в Египте с его культом семейства Осириса.

Позже отделяющиеся христиане с восторгом приняли разработки Филона. Не зря же многие исследователи именно его называют «отцом христианского вероучения». Первые христианские писатели, такие как, например, Иоанн, автор одного из Евангелий, начали вставлять в свои произведения идеи Филона. Поэтому у Иоанна Христос уже почти возносится до ранга бога.

Первым христианам-неевреям было легче принять идею о том, что Иисус был богом, а не пророком, поскольку они, вчерашние язычники, привыкли к разным богам. Ну, появился еще один. Римский писатель Плиний Младший в 1 веке так описывал моления первых христиан: "Молились Иисусу Христу как богу". А вот христиане еврейского происхождения, то есть стоявшие ближе к истокам, даже в 3 столетии еще не возводили Иисуса в ранг бога.

Период согласования догматов продолжался до 4 столетия, когда христианство стало государственной религией в Римской империи. Тогда Христос стал почти таким же полноценным богом, как его Бог-Отец. Но ни о какой троице речь пока не шла. И только собравшийся в 325 году Вселенский собор в городе Никея окончательно утвердил Троицу.

Никейский собор стал ареной борьбы двух партий, стоявших на разных позициях. Одну из этих группировок следовало объявить оппортунистической и уничтожить. Известная история внутрипартийной борьбы.

Оппортунистическая группировка (так называемые ариане под предводительством Ария Александрийского) была по своим взглядам близка к первохристианам и самому Христу, который себя богом не считал. Ариане говорили, что Иисус - просто сын божий. Их противники полагали, что Иисус - все же бог, как и его отец. Получалось уже два бога как минимум. С этим надо было разобраться.

В Никею съехались епископы со всей империи. Присутствовали даже те, кто застал времена гонений на христиан.

На соборе вторая группировка решительно осудила первую (ариан), а Иисуса назначила полноценным богом. В дальнейшем по приказу императора Константина все книги Ария были сожжены. Теперь надо было как-то закрыть вопрос с двоебожием, который противоречил догмату о единобожии.

Положение было трудным, ибо постановление собора первым пунктом провозглашало, что христиане веруют "Во единого Бога - Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого". А вторым пунктом: "И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна".

На втором Вселенском соборе было внесено уточнение - к Богу-Отцу и Богу-Сыну добавился еще некий Дух Святой: верую "в Духа Святого, Господа Животворящего, от Бога-Отца исходящего".

Получилась та же семейная троица, что была у язычников, только вместо богини-матери возник таинственный Дух Святой. Несмотря на привлечение огромных умственных сил, вопрос о том, как совместить однобожие с двумя Богами и Духом Святым, который есть не-пойми-что, завис примерно на 150 лет. И только в 6 столетии был сформулирован и утвердился тезис о том, что Бог на самом и не один. Просто он один в трех лицах. Провозглашается, что понять сей тезис принципиально невозможно, и в него надо просто верить.

Возможен и другой вариант. В Древнем Египте было достаточно полно разработано учение о Духе, особой субстанции, существовавшей вне бренного тела. Называли ее “Баа” или “Каа”.

Но оставался другой вопрос. Нужно было соотнести полученную Троицу и Святое Писание, в котором ни о какой Троице ничего не говорилось.

Этот вопрос был решен легко и непринужденно: Библию просто подправили.

Церковные «редакторы» вписали в пару мест фразу: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино". Сначала ее вписали в послание апостола Павла, потом оттуда убрали и вставили в Петра, а затем окончательно утвердили редакцию, в которой вставка о Троице находится и поныне - в послании Иоанна.

В 16 веке, когда было изобретено книгопечатание, Эразм Роттердамский издал Новый Завет без этих слов, поскольку в многочисленных первоисточниках их не было. Но на него надавила церковь, и в третье издание эти слова Эразму пришлось вставить.

Однако устранить все противоречия не удалось. В Библии Иисус говорит: "Отец Мой больше Меня" и "Отец Мой больше всех". Современные христиане утверждают не просто равенство Отца и Сына, но и объединяют их в одну личность, чтобы формально сохранить принцип единобожия. То есть приравняли 3 к 1. В физике подобный прием называется перенормировкой и свидетельствует только об одном - теория не до конца проработана.

Христиане верят, что Отец, создавший Вселенную, есть не просто безликий закон природы, но личность, имеющая свои интересы и пристрастия, то есть обладающая недостатками, ведь именно недостаток чего-то заставляет личность этого хотеть, к этому стремиться, чтобы дефицит восполнить. Но ведь и Иисус был личностью. Таким образом, мы имеем две самостоятельные личности со своими недостатками.

И эти две личности христиане объединили в одну, чтобы формально соблюсти принцип единобожия. И склеили Духом Святым.

А что же такое Дух Святой? На этот вопрос теоретики нам ответа не дают. Одни из них утверждают, что Дух Святой есть некая сила, которая исходит от Бога. Причем католики считают, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, а православные полагают, что только от Отца.

Но когда православные вступают в спор об этом с католиками, они совершенно забывают, что спорить-то не о чем, поскольку и те, и другие все равно объединили Бога-Отца и Бога-Сына в Единого Бога.

Физическая сущность этого самого Духа в Библии совершенно не проясняется.

Один из президентов США, Томас Джефферсон, заявлял: "Бессмысленные высказывания нужно высмеивать. Прежде чем за дело может взяться ум, мысль необходимо четко сформулировать; но ни у кого никогда не было четкого определения Троицы. Это просто абракадабра шарлатанов, именующих себя священниками Иисусовыми".

А нам из всего этого нужно уяснить одну простую вещь: троица - проекция земной семьи на небо. Позаимствованная из мифологии языческих народов.

 


Назад
Небесная иерархия

Дальше
О христианских ритуалах и обрядах


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->