Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

Кто вы?
Опрос начат: 21.11.2017
На текущий момент проголосовало 1 человек

Атеист
Верующий
Не определился
Результаты

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Туринская плащаница

Туринская плащаница
Туринская плащаница
в развернутом виде.
Вид спереди

Про Туринскую плащаницу слышали, наверное, все. Это одна из самых знаменитых христианских реликвий.

Туринская плащаница хранится в одном из соборов города Турина (собственно, поэтому она и Туринская). Это льняное полотнище длиной 4.37 метра и шириной 1.1 метр. На нем видно смутное желтоватое изображение человеческого тела с лица и со спины. Можно заметить следы от ран на запястьях.

Согласно легенде, именно в это полотно Иосиф Аримафейский завернул тело снятого с креста Иисуса и отнес в пещеру. Потом Иисус воскрес, а саван остался. А на саване - блеклый рисунок Иисусова тела. Он образовался, когда Иисус возносился сквозь ткань.

Такова версия церкви.

Первые упоминания о плащанице относятся к 14 веку. Первым хозяином ее был французский граф Жоффруа де Шарни. После смерти хозяина плащаница попала в одну из церквей во владениях покойного графа, где была выставлена для всеобщего обозрения. Через 30 лет слухи об этой реликвии достигли Ватикана. Католические эмиссары прибыли, осмотрели полотно и без труда опознали в нем обычный рисунок красками на полотне. Иными словами, уже с конца 14 века всерьез к плащанице никто не относился.

Затем наследники графа подарили плащаницу герцогам Савойским. Через 80 лет после этого ткань частично подверглась воздействию огня - в церкви, где она хранилась, случился пожар. Полотно не очень сильно пострадало. В 16 веке владельцы переехали в Турин, и реликвия стала храниться у главного алтаря в королевской часовне Туринского собора.

Настоящая слава к плащанице пришла в конце 19 века после изобретения фотографии. Итальянец Секондо Пиа сфотографировал плащаницу. Работая с негативами, он неожиданно обнаружил, что держит в руках позитив. То есть сама плащаница представляла собой негативное изображение. И гораздо удобнее смотреть на него именно в негативном виде.

Туринская плащаница - лицо на негативе
Изображение лица на негативе.
Фактически это позитив

Это пробудило вспышку интереса к плащанице, и десятки исследователей бросились на разгадку ее тайн. Главным был вопрос о подлинности реликвии. Вопрос непростой. Ведь нужно было не только доказать, что это не картина, написанная средневековым художником, и в полотно действительно был завернут человек, но, самое главное, что человек этот - Иисус.

За столетие после первого фотоснимка плащаницы было опубликовано множество работ, авторы которых доказывали ее подлинность.

Энтузиасты нашли следы многочисленных истязаний - распухшую щеку, переломанную переносицу, следы ударов бича, рану от копья римского легионера на боку. Определили, что терновый венец имел вид не венка, а, скорее, шапочки. Отыскали на лбу изображения царапин от колючек. Некоторым удалось разглядеть на глазах покойного отпечаток римских монет времен императора Тиберия, а на правом плече - след от креста, который нес Иисус.

Есть сообщения об обнаруженной на плащанице крови или сукровице. Якобы они остались на полотне потому, что у Иосифа Аримофейского не было времени обмывать тело (близилась суббота, а по субботам работать нельзя, за это по еврейским законам того времени даже смертная казнь полагалась), поэтому он набальзамировал Иисуса прямо грязного, в поту и крови. При этом набальзамировал тщательно. То есть пяти минут, чтобы обмыть тело, у него не нашлось, а вот для того чтобы натереть его тридцатью килограммами смирны и алоэ, нашлось (это евангельская цифра, переведенная в нашу систему мер).

Так вот, никакой крови на полотне не найдено. Химический анализ красновато-бурых пятен, проведенный в 1973 году, показал: гемоглобина там нет. То есть это точно не кровь. Скорее всего, красные пятна - это киноварь (сернистая ртуть), то есть красный краситель.

И здесь мы переходим к основному вопросу: как и чем на полотно нанесено изображение? И почему оно негативное?

С одной стороны, на полотне были обнаружены следы киновари, а позже пурпура и охры, то есть красок. Причем краски эти начали использовать с 13 века. С другой, это были именно следы, то есть совсем небольшое количество. Было вынесено предположение, что красками средневековые художники просто подновляли изображение, чтобы сделать его более видимым. Вместе с тем рассказывается, что в Средневековье плащаницу вываривали в масле, чтобы снять последние остатки краски с полотна и убедить публику в том, что изображение при этом никуда не исчезло. И оно действительно не исчезло, поскольку и в самом деле образовано не красками.

Изображение образуют потемневшие участки льняных волокон. Представьте себе нить в сечении. Это круг. Так вот, верхний сегмент этого круга темнее, чем нижний. Потемнение произошло только на верхней части полотна, обращенной к свету, в то время как нижняя сторона нитей осталась белой. Белыми остались даже те сегменты нити, где одна нить полотна ныряет под другую, затеняясь ею. То есть потемнение нитей неравномерное. На горбике одной, отдельно взятой нити оно максимально. А там, где нить меняет угол, уходя в глубь ткани и подныривая под другую нить, интенсивность потемнения меняется от максимума до нуля.

Типичная картина засветки. Там, где солнечные лучи падают на нить перпендикулярно - максимальное потемнение, а где под углом - меньшее. Мы все знаем случаи подобной засветки - так желтеет газета, оставленная на солнце. Газета сделана из того же материала, что и льняная ткань - из целлюлозы. Собственно говоря, засветка - это дегидратация, то есть обезвоживание целлюлозы под воздействием излучения. Как только содержание воды в текстильном волокне становится меньше одной десятой от массы сухого волокна, оно темнеет.

Соответственно, сторонниками подлинности были выдвинуты две гипотезы.

Первая: это были не солнечные лучи. Когда Иисус воскресал, возносясь, его тело излучило неведомую науке энергию, засветившую ткань.

Вторая (химическая): когда мертвое тело человека заворачивали в ткань, произошла химическая реакция между бальзамическими маслами и телесными выделениями. В результате потемнели нити полотна в тех местах, где оно максимально плотно прилегало к телу. Так получились пятна, образовавшие рисунок тела.

Однако, как ни бились люди, выдвинувшие эту гипотезу, подтвердить ее экспериментально им не удалось. Тогда появилась третья версия, совместившая химическую и засветочную.

Христа набальзамировали ароматическими смолами и завернули в ткань, которая в местах соприкосновения с телом пропиталась бальзамическим составом. В состав средства для бальзамирования входили оливковое масло, полисахариды из алоэ, щелочные вещества и т.д. После этого ткань могли разложить на солнце для просушки. То есть практически на экспозицию.

Как отмечает автор гипотезы, "в полуденные часы летних месяцев, особенно в южных районах, количество энергии солнечных лучей у земной поверхности может достигать значительной величины — до 600 Вт/м2. Масляное окружение частей волокон в этом случае играло роль хорошей теплопроводящей среды, способствуя нагреву других участков волокон и, как следствие, их необратимой дегидратации. И здесь есть два механизма. Во-первых, гидрофильные вещества из сока алоэ (полисахариды), попавшие из мази на полотно, формировали водородные связи с молекулами целлюлозы нагретых волокон, вытесняя молекулы воды.

А во-вторых, микрочастицы смолистых веществ, которые образуют в масле суспензию, могли нагреваться гораздо сильнее белых волокон и служить своего рода концентраторами солнечной энергии: под ними дегидратация волокна должна идти гораздо быстрее".

Автору удалось даже экспериментально подтвердить возможность нанесения на ткань дегидратированных отпечатков с помощью масла. Он разболтал в воде толченый ладан и сок алоэ, добавил туда оливкового масла, щепотку соли, немного соды, прогрел, остудил, окунул в смесь ладонь и припечатал ее к белой ткани. А затем положил ткань под ксеноновую лампу со спектром излучения, похожим на солнечный. Время экспозиции составило 20 минут. После этого на ткани остался потемневший след руки желтовато-бурого цвета.

Вывод экспериментатора: "На основе проведенных модельных опытов можно сделать вывод, что обезвоженное на солнце тело и сухое место погребения при небольшом количестве мази на теле могли дать четкий масляный отпечаток тела на полотне".

Могли. Но дали ли? Откуда известно, что на Туринском полотне сработал именно такой механизм? Из эксперимента это никак не вытекает. Тем более, что тело, завернутое в ткань, лежало в запечатанной гробнице. То есть не на свету.

Еще в начале пятидесятых годов прошлого века было заявлено, что ткань, судя по ее примитивной структуре, действительно была сделана в 1 веке. В семидесятые годы другой исследователь подтвердил это, заявив, что лен, из которого сделано полотнище, культивировался в Малой Азии в 1 веке нашей эры. Через несколько лет третий исследователь написал, что отыскал на плащанице остатки пыльцы растений-эндемиков, произрастающих только в Палестине.

В 1988 году было сделано заявление: на плащанице невероятно четко совпадают изображения передней части человека и задней, будто в нее действительно кого-то заворачивали.

Но в том же году от плащаницы были отрезаны кусочки ткани и направлены на радиоуглеродный анализ в 3 независимые друг от друга лаборатории.

"Возраст полотна - 690 лет плюс-минус 30 лет, оно было изготовлено никак не ранее 13 века" - таков был вердикт ученых. Услышав его, в Ватикане заявили, что они и ранее не считали плащаницу подлинной, а считали ее чем-то вроде иконы работы средневекового мастера.

Однако Ватикан осуществил ряд кадровых перестановок. Виновные в том, что дали разрешение на взятие проб, были сняты с постов.

Конечно, радиоуглеродный анализ порой дает абсурдные результаты. Ни один метод определения возраста не может претендовать на абсолютную точность. Но далее мы увидим, что даже это не может отменить его результаты.

Анализ образцов плащаницы проводили в разных странах. Все три лаборатории ошибиться не могли, тем более так ошибиться, чтобы выдать практически одинаковые результаты.

Понимая это, отдельные боговерующие физики усомнились даже в самой физике. Они предположили, что 2000 лет назад, с рождением Христа в мире резко изменились все основные физические постоянные. Поэтому радиоуглеродный анализ и дал ошибку в 1300 лет. Но поскольку физические константы - величины фундаментальные, то есть лежащие в основе мира, у этих физиков поползла вся картина Вселенной. И не удивительно, что в своих выводах они, в конце концов, пришли к несоблюдению законов сохранения энергии.

Другие были не столь радикальны. Они просто предположили, что Христово воскресение сопровождалось ядерными реакциями, которые нарушили изотопный баланс плащаницы, омолодив ее.

Однако самыми хитрыми оказались те, которые заявили: все три лаборатории дали ошибочный результат, потому что плащаница оказалась загрязнена посторонними примесями. Во-первых, она в Средние века подвергалась воздействию пожара — значит, поры ткани теоретически могли забиться средневековой копотью, что внесло помеху при определении ее возраста. Во-вторых, плащаницу варили в средневековом масле, которым она пропиталась. Это тоже могло сыграть роль помехи.

Кстати говоря, если верить, что на ткани нашлись остатки крови, возникает вопрос: как они вообще могли сохраниться? Если ткань подвергалась воздействию огня, если ее вываривали...

В 2006 году средства массовой информации облетела сенсация: криминалисты ФСБ России подтвердили подлинность Туринской плащаницы. Правда, сообщали об этом не научные, а популярные издания.

"Эксперты ФСБ убедительно и неопровержимо доказали реальность жизни, распятия и воскресен ия Иисуса Христа. Сенсационные результаты дали исследования Института криминалистики ФСБ. Туринская плащаница, в которую, согласно Евангелию, было завернуто тело Иисуса Христа, — подлинник, относящийся к 1 веку нашей эры, а не более поздняя подделка. Это главный вывод, который сделала группа экспертов после проведенной серии экспертиз".

Каким образом? Ведь плащаницу им Ватикан для исследований не давал.

Другая группа российских верующих ученых вывела, что если в 15 веке плащаница впитала 7% масла, то это могло внести в радиоуглеродный анализ ошибку, равную 1300 годам.

Правда, впоследствии оказалось, что они допустили в своих подсчетах ошибку. Из их формул выходило, что если бы плащаница впитала не 7%, а 9% масла, это отбросило бы ее в будущее. И если эту ошибку в формулах исправить, то даже при 10%-й пропитке это внесет погрешность в радиоуглеродный анализ, равную всего 276 годам.

В 2008 году СМИ сообщили: "Исследования в Оксфорде подтвердили версию экспертов ФСБ о подлинности Туринской плащаницы".

В чем суть оксфордского исследования? Англичане с разрешения Ватикана сделали огромную электронную фотографию плащаницы в 12,8 млрд пикселей. Они отсняли 1600 кадров размером чуть больше спичечного коробка и собрали из них огромный снимок. С помощью этого гигантского снимка стало возможным рассмотреть даже отдельные нити на плащанице. И все.

Тем не менее СМИ сообщили, что "на ткани удалось обнаружить компоненты крови: гемоглобин, билирубин и альбумин". Вот как надо. На фотографию посмотрели и обнаружили.

А ведь не надо было делать экспертиз. Ведь умудрились же еще в 14 веке понять, что плащаница не настоящая. У тогдашних исследователей не было химических и криминалистических лабораторий, зато было три причины для такого вывода.

Первая. Рост Иисуса с тыльной стороны на 5 сантиметров превышает рост Иисуса с лица. Это уже просто ошибка художника.

Вторая. На ткани два изображения - с лица и со спины. При этом говорят, что человек был завернут в ткань.

А где бока? Почему "развертка" оказалась неполной?

Если промасленный человек был полностью укутан в ткань, он должен был оставить на ней сплошной отпечаток. Полную развертку. А мы имеем только два изображения — фронтальное и тыловое.

Причем не просто изображения, а плоские изображения.

Если обернуть тканью намазанное краской лицо человека, а потом эту ткань развернуть обратно в плоскость, отпечаток лица получится гораздо шире, чем мы его видим, когда смотрим на трехмерный объект. Попробуйте, если хотите. То есть, будь плащаница подлинной, лицо Христа на ней было бы круглое и широкое. А то, что видим мы - обычный рисунок лица, каким изображают его художники.

Живописцы на плоскости изображают проекцию лица - таким, каким мы его воспринимаем глазами. А плащаница должна быть не проекцией, а разверткой. И это еще не все. Плоскостью ткани нельзя без складок полностью укрыть объемное лицо. Так же, как нельзя сделать развертку шара - с этой проблемой бьются картографы, стараясь адекватно передать на плоскости кривую поверхность земного шара. На карте всегда получаются искажения. Где они на плащанице? Где следы складок ткани на лице Иисуса?

Их нет.

Даже если предположить, что тело каким-то образом "просочилось" сквозь ткань, все равно мы должны получить развертку лица с искажениями, если эту ткань распрямить.

Художник, который рисовал плащаницу в 14 веке, наверное, все это понимал. Но он не мог, изготавливая предмет для поклонения, нарисовать на ней блинообразное лицо Иисуса. Его бы не поняли. Поэтому он просто нарисовал зеркальное изображение. Вид сверху и вид снизу. Вид сбоку не даю, а развертку меняю на проекцию, чтобы не смешить публику.

Стоп, о каком художнике идет речь, если красок на холсте нет, а изображение образовано дегидратированной целлюлозой? Как оно получилось?

Художник нарисовал изображение Христа, разумеется, красками. Средневековые краски были довольно кислыми по составу, а кислота имеет свойство подтравливать и желтить целлюлозу, особенно на солнечном свету.

Кроме того, вспомним эксперимент с жирным отпечатком ладони на полотне, а также тот факт, что краски жирорастворимы. А именно то, что такие вещества ускоряют дегидратацию ткани.

Короче говоря, за столетия экспонирования плащаница полностью выцвела. Краски выгорели. Кроме того, есть сведения, что плащаницу несколько раз стирали и варили в масле, специально удаляя остатки краски. Краска ушла, а желтые пятна дегидратации остались.

Третья. Средневековые источники говорят, что в 14-15 веках плащаница имела яркое изображение. Поэтому комиссия Ватикана, приехавшая из Рима для освидетельствования полотна и увидевшая свежие краски, сразу заявила, что это подделка. Тогда плащаница имела совсем другой вид.

Поддельность Туринской плащаницы была ясна историкам задолго до радиоуглеродного анализа и без начертательной геометрии - просто из исторических данных.

Во-первых, как могла сохраниться подобная реликвия, если для еврея прикоснуться к погребальному савану значит оскверниться?

Во-вторых, историкам известен следующий случай. В 1386 году епископ города Труа обратился к папе Клименту 7 с жалобой на нечестную конкуренцию со стороны коллег. Дело в том, что в городе Лире служители культа стали переманивать клиентуру саваном, в который якобы был завернут сам Христос и на котором остался отпечаток его тела. Епископ донес, что относительно поддельности полотна он может поручиться: несколько лет назад на исповеди один местный художник признался ему в изготовлении полотна. Жалоба епископа и привела к тому, что римским папой была послана комиссия по проверке фактов, которая определила подделку. Лирским попам не запретили показывать плащаницу, но обязали вслух и громко предупреждать прихожан о том, что это всего лишь образ, сродни иконе, а не настоящий саван. Позже лирская плащаница получила название Туринской.

В-третьих, при погребении евреи не заворачивали тело в один кусок материи, каковой представляет собой Туринская плащаница. Тело они обматывали длинными лентами, типа бинтов, а голову оборачивали одним куском полотна. Этот кусок ткани назывался сударионом.

Кстати говоря, помимо плащаниц художниками рисовались и сударионы. На них изображалась лицо Христа с закрытыми глазами.

Самым известным был Кадуинский сударион, названный так по имени аббатства Кадуин, где он хранился. Прославился данный экспонат не только изображением Христа, но и загадочной надписью на ткани. Считалось, что ее сделал кто-то из апостолов или жена Пилата, которая сочувствовала Христу.

Однако в начале 20 века ученые выяснили, что материя сделана из египетского полотна 10 века, а надпись на ней - цитата из Корана. После этого церковь старается об этой своей "святыне" помалкивать.

К 15 веку в европейских монастырях и церквях насчитывалось до 40 погребальных плащаниц Христа. До сих пор в разных христианских храмах Европы находится около десятка плащаниц. И все претендуют на подлинность.

Самая древняя из плащаниц находится в испанском городе Овьедо, и она старше Туринской примерно на двести лет. А Туринская из всех сохранившихся самая молодая. И не всегда она была самой известной. До нее «самой подлинной» считалась Безансконская плащаница. Однако с ней случилась неприятная история: на плащанице обнаружилась надпись на арабском. Она была нанесена одновременно с изображением и датировалась 14 веком.

А как вообще художникам могла прийти в голову такая идея — рисовать покойника на его якобы саване? Где исток? Он в неофициальных христианских мифах.

Простонародная масса имеет свойство порождать сказки вокруг известных событий. Не избежало этого и христианство. Одной из таких сказок является, например, легенда о платке Вероники. Якобы, когда Христа с крестом на плече вели на казнь, одна из добрых женщин вытерла своим платком пот с его лба. И на платке осталось изображение лица Иисуса. Не смутное потно-кровавое пятно, а прямо все лицо отпечаталось.

Впервые Плат Вероники был выставлен для осмотра в 944 году в константинопольском храме Святой Софии. Потом он был утрачен, а плащаницы с сударионами начали плодиться. И стали столь популярными, что даже вошли в официальную религиозную ритуалистику. Поклонение плащанице ввели в обязательные церковные церемонии. За пару дней до Пасхи христиане проводят службу, где они сначала понарошку хоронят Христа, а потом начинают поклоняться его савану. Можно спросить: почему савану, а не самому Христу?

Есть другой атрибут. Платок Вероники - католическая легенда. Но есть у нее православный аналог. Во время Тайной вечери Иисус мыл ноги своим ученикам и вытирал их полотенцем. Потом он вытер этим же полотенцем себе лицо. И на полотенце появилось изображение - лицо Иисуса.

В ознаменование этой истории каждая православная церковь имеет макет нерукотворного образа, которому тоже поклоняются. И опять-таки не спрашивайте, почему образу, а не Христу.

Весьма любопытно, что на первых христовых саванах никаких изображений вовсе не было. Они возникли только в 9 веке, после введения в церкви иконопочитания.


Назад
О сектах

Дальше
Об Иисусе Христе


Оглавление

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика <--#endif-->