Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Об Иисусе Христе
Как выглядел Иисус?

Ответ на этот вопрос далеко не так однозначен, как может представляться.

О лице, сложении и росте Иисуса нет никаких прижизненных данных. Это объясняется тем, что в Иудее изображения находились под запретом. Само Писание почти никогда не останавливается на внешних чертах людей.

Новозаветные авторы следуют литературной традиции Ветхого завета, поэтому в Новом завете нет описания облика Иисуса. О нем стали задумываться лишь христиане греко-римского мира, но тогда уже не сохранилось воспоминаний, которые могли бы дать ориентир художникам.

Святой Иустин, Климент Александрийский и Тертуллиан утверждали, будто Иисус был невзрачен лицом. Этот взгляд использовал в своей полемике Цельс в конце 2 - начале 3 века: "Раз в теле Христа был Дух Божий, то оно должно было резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать и убеждать. Между тем оно ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью". Т.е. Цельс говорит, что Иисус был достаточно обычен, лишен всяких отличительных черт, что как бы должны быть у бога.

Правда, история знает людей, которые также были лишены всяких выдающихся внешних черт, но которые, тем не менее, оказали весьма значительное влияние на общество и на историю. Все они были невысокого роста, не писаные красавцы и далеко не отлично физически развиты. Тем не менее у них были единомышленники, за ними шли народы, некоторым даже поклонялись. Такими, например, были Наполеон, Ленин, Гитлер.

Около 180 г. епископ Ириней Лионский вынужден был прямо признать, что "плотский образ Иисуса неизвестен".

В связи с этим появлялись - особенно в первые века нашей эры - различные словесные портреты.

"Он отменно строен, волосы его зрело-каштанового цвета, гладки до ушей, а от оных до низу светлее с кудрями падают по плечам, лоб ровный и гладкий, лицо чистое; борода такого же цвета, как и волосы, взгляд его кроток, глаза его небесного цвета" (Из переписки проконсула Публия Лентула, 1 век н.э.).

Однако встречаются и противоположные описания. "Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение".

Противник Цельса, богослов-философ Ориген, споря с последним, говорил: "при такой внешности он не мог быть сыном Господа. Ибо невозможно поверить, что тот, в чьем теле было нечто божественное, ничем не отличался от других", а также "может быть чего-нибудь и недоставало красоте Спасителя (в чертах лица), но выражение его лица было благородное и божественное" (произведение Оригена "Против Цельса").

В начале 3 столетия римский богослов Тертуллиан так описывал облик Иисуса: "Внешний вид Иисуса Христа был лишен какой бы то ни было красоты и привлекательности".

За описанием словесным пришли попытки создания рисунка с изображением Иисуса. В 4 веке появляются первые иконы, которые сперва были довольно схематичны. Христа изображали как обычного римлянина, гражданина империи - коротко стриженного, без усов и бороды, в тунике или тоге. С каждым веком в лик Иисуса добавлялось все больше строгости, печальности, выражением неземной скорби, божественности.

В 4 веке константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст постановил: "Иисус был прекрасен". После этого в церкви начинает преобладать мнение, что "тело Иисуса Христа - прекраснейшее, поскольку оно произведено Духом Святым, который является великим художником".

Как гласят древние истории, из-за одной иконы, созданной в 5 веке, у живописца даже отсохла рука, потому якобы, что он осмелился придать Иисусу черты Юпитера.

В 14 веке человечество обрело "фотографию" Богочеловека. На куске старой ткани, в которую, согласно преданиям, было завернуто после смерти тело Иисуса, проступил "негатив" изображения тела высокого, стройного мужчины. Эта ткань - не что иное, как известная Туринская плащаница. Только наука до сих пор отказывается гарантировать, что Туринская плащаница - не подделка.

По некоторым данным, в конце концов окончательный вариант изображения Иисуса списали с итальянского кардинала 15 века Цезаря Борджиа.

Цезарь Борджиа
Цезарь Борджиа

И последнее. В Первом послании к коринфянам говорится: "если муж растит волосы, то это бесчестье для него" (11:14). В таком случае, Иисус не мог сам носить длинные волосы. Отчего же его изображают длинноволосым?

Так как же на самом деле выглядел Иисус? Загадка эта так и не разгадана.

 


Назад
Об Иисусе Христе. Умер ли Иисус на кресте?

Дальше
Об Иисусе Христе. Аналоги в других мифологиях и религиях


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->