Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Иудаизм

Оглавление

Иудаизм
Символы иудаизма
Священные книги
Принципы веры
Иудаизм и другие религии

Иудаизм

Иудаизм

Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа.

Иудаизм начал складываться в 3 в. до н.э. на Ближнем Востоке. Основой послужила религия древних евреев. Окончательные очертания иудаизм принял после разрушения римлянами Второго Храма в Иерусалиме (70 г. н.э.). В 1-5 в. н.э. иудаизм - в первую очередь система заповедей, законов и правил, регламентирующих все стороны жизни общины и каждого из ее членов, как в ритуальных аспектах, так и в области повседневной жизни, права, культуры, образования и т.д.

Название происходит от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. - 70 н. э.), стало общим названием еврейского народа.

Иудаизм - самая древняя из существующих монотеистических религий.

Для иудаизма характерны строгое соблюдение особого диетарного закона (кашрута), почитание суббот и праздников, законы ритуальной чистоты, существенное разделение ролей мужчины и женщины, отсутствие (после разрушения Храма) священства.

В большинстве языков понятия "иудей" и "еврей" обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре. В русском языке существует разделение понятий "еврей" и "иудей", обозначающих соответственно национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма.

В 2010 году численность иудеев в мире оценивалась в 13,4 миллиона, или 0,2% от всего населения Земли. 42% всех иудеев проживает в Израиле, 42% - в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.

 

Символы иудаизма

Один из внешних символов иудаизма с 19 века - шестиконечная Звезда Давида. Он же - наиболее узнаваемый.

Звезда Давида

Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который стоял в скинии в Иерусалимском храме.

Менора

Еще одним символом иудаизма являются две расположенные рядом прямоугольные скрижали с закругленной верхней гранью. Иногда на скрижалях выгравированы 10 заповедей в полной или сокращенной форме, либо 10 первых букв еврейского алфавита, служащих для символической нумерации заповедей.

Скрижали с заповедями

 

Священные книги

Основной частью иудейской веры является закон (галаха). Галаха содержится во всех главнейших книгах иудейского канона. Это, прежде всего, Пятикнижие Моисеево (Тора), которое, согласно иудейскому учению, было получено Моисеем от Бога на горе Синай.

В широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского религиозного закона.

Тора вместе с Писаниями и Пророками составляют еврейскую Библию (Танах), отличающуюся по составу от христианского Ветхого Завета.

Согласно учению, Моисей получил на горе Синай вместе с письменной и устную Тору, которая раскрывает скрытый смысл, дополняет письменную и объясняет то, что там недосказано. Однако в письменной Торе нет прямого подтверждения об устной Торе.

Устная часть была окончательно сформирована и записана в конце 2 в. н.э. и получила название Мишны. В 3-5 веках был составлен комментарий на Мишну - Гемара. Объединение Мишны и Гемары называется Талмуд, который составляет основу иудаизма как в обрядовой, так и в юридической части.

Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба), Исход (Шмот Рабба).

Галахе противостоит пласт литературы, не имеющий характера прямого закона или заповеди - агада. Агада включает в себя повествовательную, житийную, нравоучительную, мистическую и другие части. Зачастую она создавалась в форме комментария на Танах, Талмуд и другие книги.

На сегодняшний день Танах является практически единственным источником сведений о древнейшей истории израильтян, поэтому не представляется возможным установить, когда древнееврейская история перестает быть чисто легендарной. Первой личностью, упоминаемой в Танахе, о которой имеется независимое письменное свидетельство, является царь Израиля Ахав, о нем говорится в ассирийском письме, датированном 853 г. до н.э. В то же время в двух небиблейских источниках (Стела царя Меша и Стела из Тель-Дана) упоминается о династии царя Давида, который жил за 100-150 лет до их создания. На Стеле Меша говорится о войнах Меша с царем Омри, отцом Ахава.

Большинство ученых отрицают точку зрения, что еврейское священное писание было написано по божьему одухотворению. Многие из них утверждают, что Тора приобрела современную форму путем объединения нескольких первоначально независимых литературных источников.

Многие полагают, что во время Первого Храмового периода люди Израиля верили, что у каждого народа существует свой бог, но их Бог является самым главным. Некоторые утверждают, что строгий монотеизм развился во время Вавилонского изгнания. В текстах Танах после Вавилонского плена и строительства Второго Храма стали появляться упоминания о причастности сатаны к грехопадению, чего не наблюдалось в более ранних источниках. По этой гипотезе только в эллинистический период большинство иудеев начали верить, что их Бог - единственный, и что их народ сплачивает единая религия.

 

Принципы веры

Иудейская вера основывается на следующих принципах.

  1. Понятие о Боге как абсолютно совершенном, абсолютном разуме и всемогуществе, источнике благости, любви и справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как творец, но и как отец.
  2. Понятие о жизни как о диалоге Бога и человека, ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа и на уровне всего человечества как единого целого.
  3. Учение об абсолютной ценности человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) - как бессмертного духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
  4. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является сыном божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная помощь. При этом у еврейского народа есть особая миссия или избранность, заключающаяся в том, чтобы донести эти божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом завет и дал ему заповеди. Божественный завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
  5. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог - безусловный Владыка материи, как ее творец, и он вручил человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить свое идеальное назначение.
  6. Учение о приходе мессии (машиаха), когда "перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать и наполнится вся земля познанием Господа"  (Ис.2:4). Машиах является царем, прямым потомком царя Давида, и должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым.
  7. Учение о воскресении из мертвых в конце дней, то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

 

Иудаизм и другие религии

Иудаизм предлагает всем неевреям принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на все человечество. В то время как евреи обязаны соблюдать все 613 предписаний (мицвот) из Пятикнижия, нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт.9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством и является национальной религией еврейского народа.

С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессией неприемлемо. В иудейских религиозных текстах той эпохи нет упоминаний о личности, которую можно было бы достоверно отождествить с Иисусом.

Взаимодействие ислама и иудаизма началось в 7 веке с возникновением и распространением ислама на Аравийском полуострове. Ислам и иудаизм имеют много общих аспектов. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ни что иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искаженная как иудеями, так и христианами.

Евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами. Они были свободны в выборе места жительства и профессии. Период с 712 по 1066 годы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями. Не было законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоеванные мусульманами, и образовали там свои общины. Османская империя стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью.

 

 
Дальше
Запрещенные в субботу действия


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->