Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

О Коране

Коран

Коран - священная книга ислама. Согласно учению, Коран является прямым, вечным и несотворенным словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путем Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности.

Слово "Коран" происходит от арабского кыраа ("чтение вслух, наизусть"). Коран состоит из 114 сур (глав) и более 6200 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом всего содержания Корана является доктрина единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т.д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству — "Мы направили тебя, Мухаммед, посланником только как милость к обитателям всех миров".

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

 

Как писался Коран?

Неясно, какая часть Корана была записана к моменту смерти Мухаммеда, но скорее всего в это время не было единой рукописи, в которой сам пророк собрал все откровения. Есть традиции, которые описывают, как Мухаммед диктовал ту или иную часть Корана своим секретарям.

Существует две основные версии собирания Корана.

 

1. Абу Бакр

Во время недолгого халифата Абу Бакра (632-634), Омар, который в 634 г. сам стал халифом, стал беспокоиться, что многие мусульмане, которые знали Коран наизусть, были убиты во время войны в области Ямама (в Центральной Аравии). Существовала реальная опасность безвозвратно потерять части Корана, если не собрать его с помощью людей, которые знали их наизусть. Абу Бакр дал согласие Омару на собирание Корана в единую книгу. Зейду ибн Сабиту, прежнему секретарю пророка, было поручено выполнить эту задачу. Зейд начал собирать Коран и, наконец, полный Коран был преподнесен Абу Бакру, после его смерти – Омару, после смерти Омара – его дочери Хафсе.

Но у данной версии есть недостатки. Во-первых, маловероятно, что такая трудная задача могла быть выполнена за два года. Во-вторых, погибшие в сражении Ямама были новообращенными и вряд ли знали Коран наизусть. Предполагается, что эта история была изобретена, чтобы показать: первое официальное собрание Корана было сделано до Османа, третьего халифа, или для того, чтобы придвинуть время собирания Корана как можно ближе ко времени смерти Мухаммеда.

 

2. Осман

Согласно этой версии, Коран был собран сделан Османом (644-656 г.). Один из его генералов попросил, чтобы халиф сделал собрание Корана, потому что в войсках вспыхнули серьезные споры относительно правильного его чтения. Осман выбрал Зейда ибн Сабита для подготовки официального текста Корана. Зейд с помощью трех членов благородных мекканских семей тщательно пересмотрел Коран. Копии новой версии, которая была закончена между 650 годом и смертью Османа в 656 году, послали в Куфу, Басру, Дамаск, Мекку, еще одна была сохранена в Медине. Все другие версии Корана было приказано уничтожить.

Однако эта версия является скорее политической, чем религиозной. Мухаммед не делал завещаний относительно политического и религиозного лидерства после его смерти. В отсутствие его руководства знания людей, которые помнили его учение (чтецов или курра) выросли в цене. Курра распространились, когда империя стала организовывать школы и обучать простой народ и других курра. Развивались соперничающие группы, а многие курра начали выражать сильное неодобрение калифу и военным и политическим лидерам. Курра поддержали общее восстание против Османа. Осман распорядился о составлении официального текста и объявил еретиками всех, кто излагает Коран по-другому. Это ослабило курра, так как монополия на знание Корана ушла из их рук.

К тому же, возникает ряд вопросов. Неужели Осман не знал о работе  по собиранию Корана, проделанной при Абу Бакре? Если знал, то зачем он проделал ее повторно, причем с привлечением того же Зейда? А если не знал, то почему Абу Бакр скрывал свою версию Корана? Или ее вообще не было? Отличается ли версия Корана, собранная Зейдом при Абу Бакре, от версии Корана, собранной им же, но уже при Османе?

Возможно, Зейд ибн Сабит собирал полный текст Корана по крайней мере дважды: при Абу Бакре, а потом при Османе. Первая копия была передана Хафсе, но 15 лет спустя верующие все еще спорили о том, что такое Коран, поэтому Зейд по желанию Османа записал вторую копию, а все остальные были уничтожены Османом.

В процессе собирания неизбежно происходили потери и искажения. Ас-Суйюти (умер в 1505 г.), один из самых известных комментаторов Корана, приводит слова Омара, который якобы сказал: "Не позволяйте никому говорить, что он получил весь Коран, поскольку, откуда он знает, что это все? Большая часть Корана была потеряна. Мы получили только то, что было доступно". Аиша, любимая жена пророка, также, согласно Ас-Суйюти, говорила: "Во времена пророка глава "Коалиция" (сура 33) содержала двести стихов. Когда Осман редактировал копии Корана, записаны были только нынешние стихи" (сейчас их 73).

Ас-Суйюти также рассказывает историю об Уба ибн Каабе, одном из ближайших соратников Мухаммеда. Он спросил одного мусульманина: "Сколько стихов в главе "Коалиция"? Тот ответил: "Семьдесят три". Уба сказал ему: "Она была почти равна главе "Телец" (286 стихов) и включала стих о забрасывании камнями". Человек спросил: "Что это за стих о забрасывании камнями?" Уба ответил: "Если мужчина или женщина предались прелюбодеянию, забрасывайте их камнями до смерти" (сейчас в Коране такого стиха нет).

В момент смерти Мухаммеда в 632 г. не существовало единого документа, содержащего все откровения, а сам Мухаммед был неграмотным. Его последователи пытались собрать все известные откровения и записать их в форме единой рукописи. Вскоре появились рукописи Ибн Масуда, Уба ибн Кааба, Али, Абу Бакра, аль Асвада и других. Насчитывается 15 первичных рукописей и большое количество вторичных.

Затем появилась рукопись, которая была разослана в Мекку, Медину, Дамаск, Куфу и Басру. Осман пытался упорядочить ситуацию. Рукопись, составленная Зейдом, была размножена и послана во все столичные центры с приказом уничтожить предыдущие рукописи. И все же даже через 400 лет после смерти Мухаммеда существовали различные версии. Проблема усугублялась тем, что текст был нечеток, поэтому стали возможны различные чтения.

Первоначально арабы не имели знаков, обозначающих гласные, арабское письмо состояло только из согласных. Хотя короткие гласные опускаются, они могут быть представлены знаками орфографии, помещенными выше или ниже букв, имеющими вид наклонной черты или запятой. Мусульмане должны были решать, какую гласную использовать: применение различных гласных давало различные чтения. Полная огласовка текста была усовершенствована только в конце 9 века.

Несмотря на приказ Османа об уничтожении всех текстов, кроме его собственного, некоторые более старинные рукописи выжили. Некоторые мусульмане предпочли рукописям Османа более старинные тексты – Ибн Масуда, Уба ибн Кааба и Абу Мусы. В конечном счете, под влиянием Ибн Маджахида (умер в 935 г.), была выработана единая система согласных и ограничено изменение гласных, что привело к принятию семи версий. В конечном счете, стали преобладать три версии: Варха (умер в 812 г.), Хафса (умер в 805 г.), Аль-Дури (умер в 860 г.).

В современном исламе используются две версии: Асима из Куфы через Хафса, который считается официальным (он принят в египетском издании Корана в 1924г.) и Нафи из Медины через Варха, который используется в некоторых частях Африки.

 

Другие версии

Не существует согласия в преданиях относительно собирания Корана. Самыми ранними свидетельствами о составлении Корана являются ибн Саад (844), Бухари (870) и Муслим (874).

Ибн Саад перечисляет 10 человек, которые могли составить Коран во время жизни Мухаммеда (приводится также ряд хадисов в пользу каждого из них). Затем приводится также хадис приписывающий собирание Осману во время халифата Омара, в другом месте составление приписывается непосредственно Омару.

Бухари приписывает собирание Корана при жизни Мухаммеда ряду людей, но их список отличается от списка ибн Саада. Затем у него дана история редакции Абу Бакра выполненная единолично Зейд ибн Сабитом. А затем следует хадис о работе над редакцией Османа, выполненной Зейдом совместно с еще тремя учеными.

Последние два предания (редакция Абу Бакра и Османа) были приняты наряду со всеми остальными, но непонятно почему. К тому же, если Коран уже был полностью собран ими, почему же так затруднительно было сделать свод?

Другие мусульманские историки еще больше запутывают картину.

Ибн ан-Надим в "Фихристе" перечисляет все истории ибн Саада и Бухари и добавляет к ним еще две.

Табари сообщает, что Али ибн Али Талиб и Осман записали Коран, но, когда они отсутствовали, это сделали ибн Кааб и Зейд ибн Сабит. В то время люди обвиняли Османа в сокращении Корана из нескольких книг до одной.

Вакиди пишет, что раб-христианин ибн Кумна учил Мухаммеда, и что ибн Аби Сарх утверждал, что он может изменить в Коране то, что сам захочет, просто написав об этом.

Другой источник преданий приписывает составление Корана халифу Абдул-Малику б. Марвану (684-704) и его заместителю Хаджадж б. Юсуфу. Бар-Гебреус и Джалал ад-Дин ас-Суйути приписывают создание первому, а ибн Думак и Макризи – последнему.

Ибнул Асир говорит, что аль-Хаджадж объявил вне закона чтение версии аль-Масуда, а ибн Халликан утверждает, что аль-Хаджадж пытался привести авторов к соглашению по тексту, но потерпел неудачу.

А вот что известно из христианских источников. Согласно рукописи, датируемой 874 годом, в 639 году произошел спор между христианским патриархом и Амр б. аль-Аздом. Из этой рукописи мы узнаем, что:

  1. Библия не была переведена на арабский.
  2. В арабском обществе существовало обучение Торе, отрицание божественности и воскресения Христа.
  3. Отсутствуют ссылки на какие-либо арабские священные книги.
  4. Некоторые из арабских завоевателей были грамотными.

647 г. – Письмо от патриарха Селевкии Ишояба 3-го ссылается на верования арабов без какой-либо отсылки к Корану.

680 г. – анонимный автор в Гуиди не знает Корана, полагает, что арабы просто исповедуют авраамическую веру, и не осознает, что Мухаммед является религиозной фигурой.

690 г. – Иоанн Бар Пенкайи, пишущий в правление Абдул-Малика, ничего не знает о существовании Корана.

Только в 8 веке Коран стал предметом обсуждения мусульман и христиан. Ранние христианские критики Корана: Абу Нош (секретарь губернатора Мосула), Тимофей (несторианский патриарх Селевкии) и наиболее значительный – аль-Кинди.

Основной довод Кинди: Али и Абу Бакр спорили о правах наследования за Мухаммедом. Али начал собирание Корана, а прочие настаивали на включении в Коран своих отрывков. Был записан ряд вариантов. Али указал на расхождения с Османом, в надежде повредить другим вариантам, поэтому Осман уничтожил все копии, кроме своей. Было изготовлено 4 копии собрания Османа, но все оригиналы были уничтожены. Когда Хаджаж б. Юсуф обрел власть, он собрал все копии Корана, изменил отрывки следуя собственной воле, уничтожил остальное и изготовил 6 копий новой версии.

Итак, как смогли бы мы отличить оригинал от подделки?

Таким образом, нет оснований утверждать, что христиане знали об официальном Коране до конца 8 века и, похоже, рассматривали ислам, как политическое предприятие с религиозной окраской.

 

Выводы

  1. К моменту смерти Мухаммеда Коран фактически не был записан. Неясно, как в то время существовали хорошо известные записи в Мекке и Медине?
  2. Через несколько лет по смерти Мухаммеда его окружение начало записывать пророчества Мухаммеда. Это давало им преимущества. Версия Османа получила высшее одобрение, а остальные были уничтожены. Очевидно, что диалектные различия проблемой не являлись, поскольку арабский шрифт в то время не мог отображать их на письме.
  3. Коран Османа возможно был записан на свитках пергамента (сухуфах), а затем при Абдул-Малике и Хаджаж б. Юсуфе был помещен в книгу с изрядным количеством редакторских поправок, вставок и опущений.

И еще. Стоит начать чтение Корана, как сразу возникают знакомые по Библии образы. Иса (он же Иисус), Йусуф (он же Иосиф), Адам, Муса (он же Моисей), Марйам (Мария), Закариийа (Захария) и другие. Сразу становится ясно, что при написании Корана использовались иудйеские и христианские источники.

 


Назад
Ислам

Дальше
Об Аллахе


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->