Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Основы религиозной культуры и светской этики

Вы творите добро не ради награды в ином мире,
а потому, что ощущаете беспокойство за этот мир.
Санал Эдамаруку,
индийский писатель

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных школах России был введен предмет "Основы религиозной культуры и светской этики". Он изучается в течение 4-го класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Школьники и их родители имеют право выбрать один из них.

В Пояснительной записке к  рабочей программе сказано, что данный учебный курс "направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Цель курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений".

Идея вроде бы хорошая. Но... при чем тут "религиозные ценности"?

Митрополит Кирилл в интервью газете "Известия" сделал следующее заявление: "Сегодня в обязательном порядке нужно включать изучение основ веры в наше школьное образование при соблюдении добровольности". Хочется узнать, как обязательный порядок сочетается с добровольностью?

В январе 2015 года Русская Православная Церковь направила министру образования Дмитрию Ливанову предложение ввести преподавание школьного курса "Основы религиозной культуры и светской этики" со 2 по 10 классы. Министр образования обещал рассмотреть данное предложение, но отметил, что "Один предмет мы сейчас можем расширять только за счет уменьшения каких-то других предметов, иначе мы упремся в ограничения, установленные санитарными и гигиеническими нормами". Совершенно справедливое замечание, однако в интернете после этого стали появляться статьи под заголовками "Министр образования обещал расширить изучение предмета". Хотя он этого не обещал.

6 июля 2015 года на радио "Вести FM" в программе "Пятый аргумент" состоялось обсуждение данного предложения. Выступление первого "эксперта" в лице православного священника меня, мягко выражаясь, удивило. Он заявил, что семья не способна взять на себя нравственное воспитание детей, поэтому таким воспитанием должна заняться школа. Именно для этого необходимо увеличить срок изучения данного "предмета" за счет других предметов, например, биологии или географии. Он даже попросил ведущего вспомнить что-нибудь из курса биологии. В СМС-сообщениях, зачитанных ведущими, слушателями предлагалось сократить такие предметы, как математика, физика, химия, иностранный язык и даже русский язык. Насчет русского языка категорически не согласен. Общий уровень грамотности сейчас настолько низок, что снижение часов по данному предмету только усугубит ситуацию.

Еще выступающий отметил, что обезбоженный старшекласник не понимает, что через молитву можно попытаться решить многие вопросы. Результатом является суицид среди молодежи. Детям нужно показать путь. И, конечно же, преподавать должен священник.

Нет ничего удивительного в том, что священник прицепился к биологии. Ведь в курсе биологии используется ненавистная религией теория эволюции. Как хотели бы они выбросить из школьного курса научную теорию, имеющую многочисленные подтверждения, заменив совершенно несостоятельной идеей божественного творения.

Хочется отметить ведущего, который высказался в поддержку знания зоологии. Да, я тоже немного вспомню вот так с ходу из курса биологии. Но это неважно. Важно то, чтобы этот предмет дал фундаментальные представления об эволюции, о животном мире, о месте человека в этом мире. Детали не так важны, как общее знание.

Далее выступал Первый заместитель председателя Государственной Думы по образованию. По его словам, ничего изымать из образовательной программы не нужно. Качество образования сейчас и так не на высоте. Религиозные предметы далеко не лучшее средство для нравственного воспитания. Как показывает социология, нет доказательств, что более религиозное общество является более нравственным. В противном случае "игил" было бы самым моральным обществом. В советское время СССР входил в число мировых лидеров по ориентации на духовные ценности (культура, литература, искусство). Мы были в тройке лидеров по развитию интеллекта. Уровень преступности был ниже. Неплательщиков алиментов было меньше. Наркоманов было меньше. И все это в обстановке атеистического общества. Сейчас это не так, хотя религия вышла из тени. Школа дает базовый капитал знаний. Если не будет зоологии, физики, химии, кто будет двигать науку?

Что ж, можно только согласиться с этими словами.

По итогам 2012-13 года выбрали религиозный аспект 36% учащихся и их родителей. Из них: основы православной культуры 31%, основы исламской культуры 4%, меньше 1% - остальные. 64% выбрали основы светской этики и основы мировых религиозных культур.

Нет, я не против, чтобы школьники имели представление о религиях народов, проживающих на территории России. Но для чего вводить новый предмет? Логичнее было бы сделать это в общем курсе истории, уделив по 3 урока каждой религии: христианство (не православие, а именно христианство), ислам, иудаизм, буддизм. Как раз можно уложиться в четвертую четверть.

Вспоминаю свои школьные годы. Вот уж чего у нас был точно избыток – так это историй. Помню, в старших классах у нас было целых 3 курса истории! Общий курс мировой истории, история России и история родного края. Последнюю вполне можно сократить, потому что она, по большому счету, никому не дала практически никаких знаний. Сейчас, похоже, тоже хватает таких предметов. Например, в передаче выступал учитель, который ведет предмет "Духовное краеведение подмосковья".

Так. С историей закончили. Теперь разберемся с этикой и нравственностью. Почему, когда разговор заходит об этике и нравственности, всегда первым делом вспоминают религию? Неужели религиозные люди самые нравственные? Неужели нет других общественных институтов, которые могут воспитать в ребенке эти качества?

"Для благородного человека само сознание того, что он поступил благородно, является лучшей наградой для совершения гуманных поступков. Никакие божьи награды и божьи кары приличному человеку не нужны" – эти слова принадлежат Публию Корнелию Сципиону, римскому полководцу 2 в. до н.э. "Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти" – а эти слова были сказаны спустя 2200 лет известным ученым и гуманистом, нобелевским лауреатом Альбертом Эйнштейном.

Нравственность не была дана нам откуда-то свыше. Нравственность намного старше религии. Живем мы не для бога, а для себя и для других людей. Чем больше людей обладают нравственностью, добротой, способностью оказывать взаимопомощь - тем прочнее общество.

Что заставляет человека поступать нравственно, когда он знает, что его никто не видит и что ему за это ничего не будет? Совесть. А совесть, в свою очередь, определяется воспитанием. Как воспитали в детстве - так каждый и поступает.

Есть еще понятие "совесть замучила". Когда человек что-то сделает, его никто не заметил, не сделал замечания, а на душе как-то неспокойно. Почему? Тоже от того, что сам он понимает, что сделал все-таки нехорошо, и что не надо было так делать. Опять же воспитание. Вбитое с детства на подсознательный уровень и стучащее оттуда: нехорошо ты хочешь сделать (или сделал), не надо так делать. Недаром говорят, что ребенка надо начинать воспитывать, когда он еще поперек лавки лежит и под стол пешком ходит. Чем раньше начать закладывать в него нравственные установки, тем прочнее они будут в будущем.

Если вы будете продолжать быть хорошим в отсутствие божественного надзора, то тем самым вы неизбежно подрываете заявление о необходимости бога для нравственного поведения. "Хорошему миру нужны знание, добросердечие и мужество" – так сказал английский ученый, нобелевский лауреат Бертран Рассел. А вовсе не божественный кнут и пряник.

Может быть, стоит поднимать авторитет нравственного поведения и семьи с помощью средств массовой информации, а не вводя в школьную программу религиозные предметы, которые, кроме нравственного воспитания, направлены на привлечение детей к религии? Именно детей, потому что детская психика легче поддается воздействию.

Пора прекратить выпуск сериалов про разборки бандитов и ментов, а также разнообразных говорильных и прочих шоу, которыми изобилуют некоторые телеканалы. Где передачи и фильмы о благородстве, нравственности и честности? Так и вспоминаются старые советские фильмы. Пусть они иной раз бывают наивными, но все же учат добру и порядочности. И обходятся без религии.

Также хочется напомнить, что, согласно статьи 14 Конституции Российской Федерации, религиозные организации отделены от государства. А согласно Федеральному закону 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", государство "обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" (п. 2 ст. 14). А это означает, что из 6 курсов "Основ религиозной культуры и светской этики" в школе должна остаться только светская этика. Ну, может быть еще "Основы мировых религиозных культур". С натяжкой. Правда, в пункте 4 статьи 5 того же закона говорится, что религиозным организациям может быть предоставлена возможность обучать детей религии, но только с согласия детей, с согласия родителей, а также вне рамок образовательной программы. Т.е. факультативно. Кто хочет – ходит, кто не хочет – может не ходить.

Таким образом, из всех перечисленных выше модулей предмета стоит оставить только два: "Основы мировых религиозных культур" с обязательным включением раздела об атеизме и "Основы светской этики". Причем вести этот предмет должен нерелигиозный человек. Либо учитель должен просто излагать материал без своего личного отношения к той или иной религии. При этом предпочтительным для изучения является "Основы светской этики".


Назад
Спасите наши клетки

Дальше
В России богословие утвердили в качестве научной специальности


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->