Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

Кто вы?
Опрос начат: 21.11.2017
На текущий момент проголосовало 1 человек

Атеист
Верующий
Не определился
Результаты

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Революция и религия

Так часто слышатся от верующих обвинения в адрес революционеров 1917-го года, что просто невозможно пройти мимо этого вопроса. Революционеров обвиняют по следующим пунктам:

  1. они взрывали церкви;
  2. те церкви, что не взорвали, они использовали не по назначению, например, под склады или хранилища, в результате чего те пришли в полнейшую негодность;
  3. они сажали в тюрьму и расстреливали людей "за веру"
  4. они расстреляли царскую семью.

Пройдемся по всем пунктам по порядку.

По поводу церквей. Сразу вспоминается Петр 1, который своим решительным указом снимал колокола с церквей и переплавлял их на пушки. Но это дела давние. Лучше сказать вот о чем. В 18-19 веке в Великом Новгороде использовали церкви под склады и разбирали на кирпичи для постройки здания дворца губернатора, потому что в казне не было денег на кирпич. Это вполне официальный исторический факт, о котором говорят на экскурсиях по городу. Так что использование церквей не по назначению практиковалось уже в царской России.

Кстати, во время Второй мировой войны в 1940 году в Германии стали снимать бронзовые колокола с церквей и переплавлять их на орудия.

Есть также один документ. Он называется "Инструкция НКЮ от 24 августа 1918 года "О порядке передачи храмов группам верующих". Там сказано:

"Принявшие имущество в пользование обязуются:

1. Хранить и беречь его как доверенное им народное достояние.

2. Производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как-то: по отоплению, охранению, оплате долгов, местных сборов и прочее.

4. Возместить при сдаче все убытки за время пользования им, отвечая за целость и сохранность вверенного им имущества солидарно".

Там же сказано, что "храмы передаются группам верующих в бессрочное и бесплатное пользование" и "закрытию и использованию в других целях эти здания подлежат только в тех случаях, если не окажется граждан, желающих взять эти здания в пользование". А использование в других целях церквей без закрытия допускается, если "большинство членов местной религиозной общины или прихода не возражает против использования здания".

Вот такой интересный документик... Принятый, заметьте, почти через год после революции.

Согласно декрету "Об отделении церкви от государства", служители культа приглашаются, увольняются и содержатся за счет группы верующих.

Группа верующих г. Мологи Ярославской губернии ходатайствовала об отпуске содержания служителю культа (священника) за счет государственных средств. Представители властей разъяснили им, что если группа верующих не имеет средств содержать служителей культа, то было бы несправедливо налагать бремя их содержания на весь трудовой народ.

Каков вывод? Храмы не закрывались властью. Они закрывались из-за отсутствия прихожан. Из-за того, что некому было их содержать. А священники переквалифицировались на другие специальности. Не все, увы.

Не хотели люди тратить свои деньги на содержание церквей, приходов и священников. И их можно понять: послереволюционные годы, разруха, денег нет. Тут бы самим выжить, а не церкви содержать. Оставшись без должного ухода, здания постепенно ветшали и разрушались.

В Москве ни одной церкви не было разруше­но до периода городской реконструкции, начавшегося в 1931 году. Тогда для строительства больших магистралей сносили кварталы. Именно тогда же был взорван Храм Христа Спасителя.

Относительно пострадавших "за веру". Тогдашних попов расстреливали не за их веру, а за то, что они помогали белогвардейской армии. Представители церкви прекрасно понимали, что в случае революции они останутся не у дел. Вот и боролись против Красной армии.

В период революции 1905-1907 годов церковь заняла откровенно контрреволюционные позиции. После подавления революции церковь призывала к жестокой расправе над участниками революции.

После Февральской революции 1917 года русская церковь активно поддерживала Временное правительство и делала все, чтобы задержать развитие социалистической революции в стране.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию православная церковь, как и все религиозные организации, встретила крайне враждебно. Церковь в первые годы революции делала все, чтобы задушить советскую власть и реставрировать прежний царский режим. Церковь не только проклинала советскую власть, но и организовывала заговоры и мятежи против нее, морально и материально поддерживала белогвардейцев и иностранных интервентов во время гражданской войны, создавала специальные воинские части, укомплектованные священниками и монахами, которые сражались в армиях Колчака, Деникина и Врангеля. В храмах устраивали склады с оружием. На колокольнях церквей ставили пулеметы. Потому что тогдашние колокольни – это самые высокие строения в городах и селах. С них открывался хороший обзор всей прилегающей местности. Стреляй не хочу.

В 1921-1922 годах в нашей стране разразился голод, вызванный засухой и неурожаем. В той или иной степени пострадало 36 губерний. Патриарху Тихону в Москву шли многочисленные письма от верующих и священников с просьбами благословить решение отдать церковные ценности на закупку продовольствия. Однако патриарх распорядился не давать на нужды голодающих ни церковных денег, ни церковных ценностей. При этом, когда в начале 1916 года царская Россия оказалась на грани полного истощения всех своих ресурсов, царское правительство призвало церкви и монастыри пожертвовать ценности для ведения войны "до победного конца". И они откликнулись. Нисколько не смущал их тот факт, что власть просила денег для продолжения кровопролития. Никто не назвал царскую власть "сатанинской".

Однако в конце концов церковь оказалась вынужденной изменить свою политическую линию. Когда церковники убедились, что их надежды на реставрацию царского строя не оправдались, они решили изменить свои отношения с государством. Этот процесс заканчивается к концу 30-х - началу 40-х годов.

А вот самим простым верующим жилось несладко. По указу архимандрита Дерманского монастыря, изданному в 1763 году, за продажу фруктов из сада, обработанного самими же крестьянами и за выполнение любых, даже самых малых, работ на стороне полагалось 100 ударов розгами. Существовали и другие наказания - сажание на цепь, заключение в подвалы, морение голодной смертью и т.п.

В 1920 году при осмотре Новгородского Юрьева монастыря был найден указ наместника от 1728 года, в котором предписывалось: "Бить плетьми и присылать в монастырь тех крестьян, которые окажутся ослушниками".

Дореволюционным рабочим, которые в большинстве своем жили в рабочих казармах и фабричных квартирах, вменялось в обязанность посещать службу в воскресные и праздничные дни. Уклоняющихся брали на учет, а упорствующих выгоняли с работы и из общежития. Попы регулярно обходили квартиры рабочих, собирая на праздничные молебны. Непустившего в квартиру попа и недавшего на молебен могли с семьей выгнать из заводской квартиры. Также и с церковными обрядами. Они были законодательно обязательны. Когда кто-нибудь с умилением пишет о толпах горожан, идущих в праздник в храмы, то он просто не знает той действительности. Попробуй не пойди. Это уже сигнал "куда следует". Даже поведение в церкви было законодательно регламентировано: как стоять, как кланяться, как прикладываться к иконе. Отсюда и нелюбовь народа к тогдашним представителям церкви.

До 1906 года выход из русского пра­вославия вообще не допускался, в наказание следовала хорошо если только тюрьма.

И, наконец, насчет расстрела царской семьи. Что поделаешь, революция есть революция. И когда один строй сменяет другой, представителям сменяемого строя приходится туговато. Бывает, что и убивают. История знает массу подобных примеров.

Вообще говоря, расстрел царя и его семьи было, если подумать, довольно логичным шагом со стороны революционеров. Потому что если бы они этого не сделали, царская семья наверняка покинула бы Россию и устроилась за границей. Скорее всего, во Франции, которую так любила русская аристократия. И начала бы вести оттуда антиреволюционную деятельность против молодого советского государства. Большевики, надо думать, это понимали. Так что: нет человека – нет проблемы, как говаривал товарищ Сталин.

Ну ладно, допустим, расстреляли бы только взрослых. А детей куда? Скорее всего, они оказались бы в той же Франции. Выросли. И начали бы вести все ту же деятельность. А тут как раз 41-й год. И неизвестно, стала бы Франция помогать Советскому Союзу.

Так что расстрел царской семьи – шаг не сказать, что добрый, но со стороны пришедших к власти вполне логичный. Недаром в мировой истории немало примеров, когда новый правитель казнил, а то и попросту убивал предыдущего. Иногда вместе с его семьей. Взять хотя бы ту же Францию или Англию, где во время революций и переворотов рубили головы королям.

Расстрелянного царя возвели в ранг святых мучеников. Какой же он святой, если не смог власть удержать? За хорошим правителем народ сам пойдет и свергать его не будет, а раз не пошел – видимо не такой уж хороший правитель был. Революции на пустом месте не совершаются. Раз свершилась революция – значит, во-первых, существующая власть народ не устраивала, причем не устраивала сильно, во-вторых, существующая власть стала настолько слабой, что эту самую власть удержать не смогла. Так что виновата только сама царская власть.

Тут еще надо заметить, что когда Романовы пришли к власти, они убили всех представителей прежней династии. Всех родственников по линии Ивана III, в том числе детей, включая малолетних, которые имели больше прав на власть, чем они сами. И теперь нам говорят о том, что расстрел царской семьи во время революции – преступление.

Также абсолютно бессмысленным было проводить перезахоронение царской семьи, да еще с анализом ДНК костей и с такими почестями. Это сколько же денег ушло на всю эту процедуру, а ведь эти деньги можно было потратить на более существенные нужды государства, общества, той же церкви, в конце концов.

 


Назад
Религия и налоги

Дальше
Маяки полезнее церквей, но не сегодня


Оглавление

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика <--#endif-->