Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины известных художников на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Оскорбление чувств верующих

Оскорбление чувств верующих

Мы то и дело слышим об оскорблении чувств верующих. Побеседуем об этом феномене.

Оскорбление определяется как умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может быть нанесено в виде высказывания (словесно или письменно) или в виде действия, а также публично или в отсутствие объекта оскорбления.

В отличие от клеветы, оскорбление не несёт в себе заведомо ложных сведений. Оскорбление заключается в негативной оценке личности человека, его качествам, поведению, причём в форме, противоречащей установленным правилам поведения и требованиям общечеловеческой морали.

Во многих странах оскорбление считается преступлением. В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется статья 130, которая, в частности, дает определение оскорбления, приведенное выше. Но нас интересует сейчас другая статья, а именно – статья 148 "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий", которая наказывает за "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих".

Итак, публичное (и только публичное!) умышленное унижение религиозных чувств верующих, выраженное в неприличной форме – есть деяние уголовно наказуемое. Можно попасть на штраф до 300 тысяч рублей или сесть на срок до 1 года. А если указанное деяние было совершено в "местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний" – и того больше.

А если мы еще заглянем в Кодекс об административных правонарушениях, то прочитаем там статью 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях", которая гласит:

Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Для справки: первоначально римское право, на основе которого были созданы правовые системы России и Европы, не предусматривало наказания за богохульство. Основанием для этого было воззрение, согласно которому любой бог, по определению, достаточно силен, чтобы самостоятельно покарать человека, нанесшего ему оскорбление, и сама мысль о необходимости защищать бога слабыми силами людей уже есть богохульство.

Вообще говоря, нигде не дается четкого определения, кто такие верующие люди, что такое религиозные чувства и чем эти самые чувства отличаются от других чувств. Поэтому будем исходить из бытового понимания.

Под оскорблением чувств верующих обычно понимается:

  1. критика религии/церкви;
  2. хулиганство в церквях, кража церковной утвари, вандализм и т.п.

Относительно первого пункта – нормального верующего подобное вряд ли зацепит, а скорее наоборот, лишь укрепит его веру. Во всяком случае, адекватных атеистов не трогает то, что верующие считают их взгляды неправильными и постоянно напоминают, что те будут гореть в аду. Не поясняя, правда, как может гореть нематериальная душа. Надо также понимать, что чем глубже религиозные чувства сидят в человеке, тем более он склонен считать за их оскорбление то, что таковым не является. Это как с феминизмом: когда упал уровень насильственных преступлений, феминистки выдумали лозунг, что "изнасиловать можно словом". И стали бороться со словами. Потому что энергию куда-то надо девать, а делать это конструктивно не удается.

Также нужно заметить, что закон предусматривает наказание только за публичное оскорбление. То есть если атеист придет в храм и начнет спорить со священником, критикуя и указывая несоответствия в Библии – это законодательно не является оскорблением его "чувств верующего". Но если тот же самый атеист начнет оскорблять самого священника, как человека, это уже оскорбление, и за это можно понести наказание.

Что касается второго пункта, то подобные действия регулируются административным и уголовным кодексами.

Тогда вопрос: зачем нужен отдельный закон о защите чувств верующих?

Возможный ответ: государству не нужны люди с критическим мышлением и стремлением к анализу тех или иных явлений и действий. Чем ниже уровень образования, тем легче управлять людьми. Между прочим, сами верующие иногда говорят, что образование мешает вере. Конечно, мешает. Потому что образованный человек начинает думать и задавать вопросы, на которые вера ответить не в силах. Но подобным законом можно заткнуть рот и запретить задавать подобные вопросы, потому что они якобы "оскорбляют чувства верующих".

Невероятно, но факт, что сильнее всего оскорбляет верующего правда о его религии. Например, факт, что его "древняя" вера на самом деле не такая уж древняя или представляет собой компиляцию более древних верований. Христиан задевает намёк на еврейское происхождение их религии, например, "Богоматерь – еврейка". А мусульман может задеть фраза, что некоторые суры Корана практически один в один повторяют главы еврейского Ветхого завета.

Между прочим, Иисус тоже не брезговал оскорблением чувств верующих. Не верите? Тогда откройте Библию и прочитайте, как он отзывался о вере евреев и как он принародно говорил, что их вера неправильная. Правда, зачастую он говорил не открыто, а в виде метафор или так называемых притч. Но "имеющие уши да услышат". Что это, если не "публичное умышленное унижение религиозных чувств"? Еще Иисус оскорблял представителей тогдашней религиозной верхушки, открыто называя их лицемерами. За что был арестован и казнен. После чего начались гонения на христиан в Римской империи. Если вы считаете, что Иисуса обвинили несправедливо, поставьте себя на место тогдашних верующих и подумайте, что бы вы сказали, если бы к вам пришел неизвестный вам человек и начал говорить (иногда в довольно нелицеприятной форме), что ваша вера неправильная, а правильная – его.

А пророк Мухаммед, чтимый в исламе? Как в свое время Иисус конфликтовал с евреями в Иудее, так и Мухаммед со своими последователями – первыми мусульманами – имел серьёзный конфликт с идолопоклонниками в Мекке. Ни в какую не хотели местные язычники менять свою веру, к которой они привыкли с детства. Напротив, защищая свои обычаи, они оскорбляли мусульман, насмехались над ними, преследовали, пытали и даже убивали. После этого мусульмане переселились из Мекки в Медину. Впоследствии, впрочем, Мухаммед отомстил своим обидчикам, завоевав Мекку.

Ничего удивительного, впрочем, здесь нет. Верующий человек будет защищать свою веру и не допускать проникновения в нее чуждых элементов или ее замены на другую. И совершенно неважно, язычник он, иудей, христианин, мусульманин или еще кто-либо. Он будет защищать ту веру или идеологию, приверженцем которой является.

Рассмотрим другие наиболее известные случаи оскорбления религиозных чувств.

Фараон Эхнатон. Пытался заменить культы местных богов на единый культ Атона. После смерти правителя его имя вместе с культом Атона постарались забыть.

Сократ. Был обвинён в том, что "он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество". Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд. Тем не менее, его вклад в философию неоценим, а имя помнят в веках в отличие от имен его обвинителей.

Флавий Клавдий Юлиан. Несмотря на то, что Римская империя, где он стал императором, была уже много лет христианской, Юлиан не запрещал язычникам справлять свои обряды. За что получил прозвище "Отступник".

338 православных епископов на соборе 754 года объявили иконы самым страшным оскорблением религии и требовали их полного уничтожения.

Но через несколько лет все меняется. 338 православных епископов вновь берутся за дело - и по всей Византии начинается облава на тех, кто уничтожал иконы.

Мартин Лютер. В своих оскорбительных для католической церкви и Папы Римского 95 тезисах он подробно изложил, чем и как его собственные религиозные чувства оскорбляются католической церковью и Папой Римский. В результате по Европе прокатилась череда разорительных и кровопролитных войн.

Джордано Бруно. Оскорблял религиозные чувства предположением, что разных миров во Вселенной может быть множество, равно как и богов, их сотворивших. За что был сожжён заживо. Когда же наука неопровержимо доказала, что галактик и планет действительно множество, церковь сделала вид, что всевышним всё так и было задумано. Справедливости ради, пункт обвинения Бруно за эти идеи был не единственным и вроде как даже далеко не главным, но ведомо о том далеко не всем.

Галилео Галилей. Утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Церковь ещё во времена Римской империи смирилась с тем, что Аристотель считал Землю круглой, но не хотела смириться с тем, что Солнце не вращается вокруг Земли. В итоге Галилея заставили отречься от своих идей. Только в 1992 году Ватикан официально признал, что Земля не является неподвижным телом и действительно вращается вокруг Солнца. Церкви понадобилось 350 лет, чтобы признать справедливость выводов ученого.

Александр Сергеевич Пушкин. Написал произведение "Сказка о попе и работнике его Балде". Русская православная церковь добилась того, что в 19 веке сказка выходила под названием "Сказка о купце и работнике его Балде". Атеисты СССР исправили эту несправедливость.

Тот же Пушкин написал поэму "Гаврилиада". "Гавриилиада" – пародия на евангельский рассказ о благовещении, т.е. о возвещении Марии архангелом Гавриилом воли божией о зачатии и рождении Иисуса Христа от духа святого. Когда поэма стала расходиться в широких кругах, на Пушкина был написан донос. Митрополит Серафим довел до сведения правительства о существовании поэмы, после чего началось дело. Пушкина вызывали и допрашивали.

Чарльз Дарвин. Оскорбил религию, назвав предками человека обезьян. Хоть он был далеко не первый и далеко не самый именитый, кто высказывал подобные мысли, да и главная его заслуга далеко не этом, а в том, что он показал, как может идти эволюция "от простого к сложному", а не наоборот, верующие до сих пор не могут прийти в себя от обиды. Они даже создали целую ответную систему – креационизм. Некоторое время они даже добивались отдельных успехов, но к сегодняшнему дню ошибочность креационизма доказана.

Некоторые, правда, и ныне безуспешно пытаются бороться с учением Дарвина. Так, весной 2006 года школьница Мария Шрайбер подала судебный иск против Министерства образования за нарушение прав человека путём "безальтернативного навязывания теории Дарвина об эволюции видов в общеобразовательных школах". Обвинение заключалось в том, том, что утверждённый министерством учебник общей биологии оскорбляет её религиозные чувства.

В феврале 2007 года районный суд отклонил иск. Адвокат семьи Шрайбер заявил, что решение будет обжаловано. Профессор Сергей Григорьевич Мамонтов, автор учебника биологии для 10-11 классов, который был вызван в суд для дачи показаний, заявил, что в научных кругах Москвы уже говорят о том, что "чувства людей, участвовавших в создании учебника биологии, тоже могут быть затронуты" и не исключил, что может быть подан встречный иск.

В марте 2007 года семья Шрайберов обжаловала в Городском суде Санкт-Петербурга решение районного суда. В июле 2007 года Городской суд Санкт-Петербурга отклонил жалобу и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Лев Николаевич Толстой. Нехило прогулялся по церковным обрядам, причём не единожды. В конце концов был отлучен от церкви Святейшим Синодом и предан анафеме. Но не расстроился, а выдал в ответ представителям церкви фееричное письмо.

Марк Твен. Написал произведение, "Письма с Земли", обличающее церковные догмы.

В середине 19 века верующим нанесено новое страшное оскорбление: огромные кости, которые, по их мнению, служат доказательством существования описанных Библией великанов (Быт. 6–4, Числ. 13–34), наукой объявлены останками древних ящеров. Ученых обвиняют в кощунстве, умалении авторитета "священного писания" и посягательстве на "основы благочестия".

Джон Леннон. Однажды в 1966 сказал в камеру, что популярность его группы превосходит популярность Иисуса. Это, разумеется, оказалось оскорблением чувств верующих, которые кинулись доказывать, что Иисус популярнее. Леннону пришлось принести извинения.

Pussy Riot и нашумевший панк-молебен в храме Христа-спасителя в Москве. Пожалуй, наиболее известный пример новейшей истории. Поступок, конечно, хулиганский и заслуживающий общественного порицания, но уж никак не тюремного срока. Однако в интернете то и дело слышались призывы ""убить", "порвать", "четвертовать", "посадить на кол" и тому подобные. И это при том, что в писании сказано "не убий" и "не суди, да не судим будешь", а Иисус учил "если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Матфея 6:14-15). Правда, с другой стороны тот же Иисус говорил и совсем другое: "врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною" (Луки 19:27).

Любая трактовка религиозных сюжетов, отличная от принятых церковных догм, способна вызвать бурление, будь то художественное произведение или попытка научного исследования.

В 19 веке немцы ввели в свою методику работы строгость и тщательную технику, которые сегодня стали обычным делом в этой области: критический анализ, расследование и систематическое использование имеющегося в наличии материала, хронологический поиск, проверка ссылок.

Эти методы быстро нашли свое применение, причем с равной строгостью, и в изучении Библии. И Церковь, основой которой было безусловное принятие догм, также быстро осознала, что ее великая "Книга" слабо сопротивлялась этим новым методам работы. В своем произведении "Жизнь Иисуса" Ренан применил немецкую методологию к Новому Завету, и результаты получились для Рима неудобные.

На защиту Церкви встало Модернистское Католическое движение, предполагая создать по немецкой методике поколение экклезиастов, способных защитить буквальную истинность Писания с такой же прямотой, что и их собратья в исторических дисциплинах.

К несчастью, этот план потерпел крах, ибо новое оружие, попав в руки юных церковников, чтобы помочь защитить Библию, послужило тому, что повернуло их против нее и уничтожили дело, которое им доверили, так как критический анализ Писания открыл им множество противоречий и элементов, несовместимых с католическими догмами. Не перенеся удара, модернисты в конце века отказались от роли "войска избранных" и перешли в разряд еретиков. Это была самая серьезная угроза, которую знала Церковь со времен Мартина Лютера; это был кризис, который мог привести католиков на грань раскола.

Ответ Церкви не заставил себя долго ждать. Она обвинила модернистов во франкмасонстве, и многие труды были под запретом. Потом, в 1903 году, папа Лев XIII учредил Папскую Библейскую Комиссию для контроля за всеми работами, касающимися Писания, а в 1907 году Пий Х категорически осудил модернистов, и три года спустя Церковь, наконец, потребовала, чтобы ее деятели принесли клятву полного отречения от подобной формы мысли.

Католик Мартин Скорсезе мечтал поставить фильм по роману греческого писателя Никоса Казандзакиса в течение пятнадцати лет, чем и занялся в 1983 году. Едва начавшись, съёмки прекратились, несмотря на потраченные 3 миллиона долларов. Это произошло после серии писем руководству кинокомпании от экстремистских христианских организаций. Создателей картины обвинили в антисемитизме и попытке передать свою интерпретацию библейской темы с гомосексуальными мотивами.

Карикатуры на пророка Мухаммеда в датской газете. Тысячи мусульман по всему миру вышли на демонстрации протеста и принялись громить датские посольства, доказав всему миру, что ислам – самая мирная из религий.

Американский фильм "Невинность мусульман". Мусульмане после показа фильма вышли на улицы.

Наконец, в феврале 2015 года прокуратурой Новосибирска было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении режиссера постановки вагнеровского "Тангейзера". Жалоба была подана митрополитом Новосибирским и Бердским, который счел нужным вступиться за нарушенные права своей паствы и обвинил режиссера в оскорблении чувств верующих, а так же в осквернении религиозной символики. Примечательно, что сам митрополит спектакля не видел.

Возникает еще один вопрос: если нельзя оскорблять так называемые чувства верующих, то почему можно оскорблять чувства атеистов? А атеисты, между прочим, оскорблены. Тем, что религиозная вера, не останавливаясь на какой-либо конкретной религии, расползается все шире и шире. Тем, что из церквей выходят малолетние дети и начинают креститься и отбивать поклоны. Тем, что в ВУЗах открывают кафедры богословия. Тем, что само богословие пытаются вывести в ряд научных дисциплин. А детский крестный ход в Пензе? И это все несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации четко прописано: "Религиозные объединения отделены от государства" (статья 14, пункт 2).

Согласно статьи 28 Конституции Российской Федерации, "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Таким образом, атеисты имеют полное право не исповедовать никакой религии и распространять свои убеждения. Тем более что далее, в статье 29, пункте 1 говорится: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова".

И не надо вспоминать пункт 2 той же статьи, где "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". Мы не возбуждаем вражду и не проводим пропаганду собственного превосходства. Также не надо вспоминать пункт 3 той же статьи: "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них". Мы никого не принуждаем, а просто высказываем свое мнение. В отличие от верующих, которые считают, что только их религия правильная, а остальным гореть в аду. Между прочим, подобные заявления можно рассматривать, как "Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести, в том числе принятию иных убеждений или отказу от них" (не просто так была процитирована статья 5.26 КоАП).

Так кто же защитит наши атеистические чувства?

Короче говоря, "ребята, давайте жить дружно", как говорил кот Леопольд. Мы, атеисты, не трогаем вас, а вы, верующие, не лезете в душу к нам. А иначе – не обижайтесь, что мы задеваем ваши чувства. Мы имеем на это право, защищая свои интересы.

 


Назад
Ученье - свет, а неученье - тьма

Дальше
"Страшный суд"... над религией


Оглавление

Добавить в избранное

Вы провели на странице минут/секунд.

Яндекс.Метрика <--#endif-->