Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

Кто вы?
Опрос начат: 21.11.2017
На текущий момент проголосовало 1 человек

Атеист
Верующий
Не определился
Результаты

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

День славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечается День святых Кирилла и Мефодия. Аналогичные государственные торжества существуют в ряде других славянских стран, например, Болгарии и Чехии.

Памятник Кириллу и Мефодию в Дмитровском кремле
Памятник Кириллу и Мефодию
в Дмитровском кремле

Есть у российского праздника и другое название - День славянской письменности и культуры. Объясняется это название так: Кирилл и Мефодий принесли на славянскую землю письменность и тем самым приобщили славянские народы к мировой цивилизации и мировой культуре.

Но такое название содержит в себе скрытый подтекст. Будто бы до Кирилла и Мефодия у славян не было ни письменности, ни культуры.

Выступая на телеканале "Россия" еще в 2010 году, Патриарх Кирилл сказал: "Православная Церковь хранит в своей истории, в своём Предании замечательные имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещённого греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещённые мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное – они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык слово божие".

Вот так. Славяне – это варвары, это почти звери, у которых не было письменности, и именно к ним пришли (интересно, зачем?) из просвещенного мира Кирилл и Мефодий и принесли им культуру.

Такое утверждение в корне неверно.

Доказательства находятся в древних текстах. Так, в "Сказании о письменах" черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже 9-10 веков, говорится: "Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь". Надписи типа "черт и резов", или "славянских рун", датируются историками 4 - 10 веками. Слово "крестившись" не должно вводить в заблуждение, потому что, согласно некоторым историкам, крещение Руси в 988 году было далеко не первым. Например, Татищев называл крещение Руси в 988 году шестым, считая первым – принятие Русью крещения от апостола Андрея Первозванного в 1 веке. Русские церковные книги в то время считались Византией ересью и сжигались в кострах.

В 6 веке византийцы говорили о северных славянах как о народе образованном, имеющем свои собственные письмена, называющиеся буквицею.

Арабский путешественник Ибн Фадлан, побывший в Волжской Булгарии в 922 году в составе посольства аббасидского халифа, рассказывает о нравах и обычаях русов, прибывших по торговым делам в Булгарию. После ритуального сожжения умершего соплеменника русы "построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились".

Арабский писатель Ибн ан-Надим в "Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг" (987-988 гг.) сообщает: "Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю, были ли они слова, или отдельные буквы".

Наконец, в "Житии Кирилла" (того самого, что вместе с Мефодием принес на Русь письменность) говорится: "В городе Корсуне Кирилл встретил русина, у которого были с собой книги, написанные русскими письменами".

Со второй половины 20 века в распоряжение историков стали поступать берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 году в ходе археологических раскопок в Новгороде. Всего было обнаружено несколько тысяч грамот в окрестностях десятка городов.

Самые ранние грамоты относятся официально к 11-му веку (1020 год). Анализ, не афишируемый официальной наукой, показал, что некоторые написаны в 7-9 веках, т.е. задолго до Кирилла и Мефодия. Имена людей, встречающиеся в грамотах – языческие. Из грамот ясно, что население Новгорода переписывалось не только с адресатами внутри города, но и с теми, кто был далеко за его пределами - в деревнях и в других городах. Даже деревенские жители писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.

Лингвист и исследователь новгородских грамот академик А.А. Зализняк утверждает, что "эта древняя система письма была очень распространённой по всей Руси. Прочтение берестяных грамот опровергло существовавшее мнение о том, что в Древней Руси грамотными были лишь знатные люди и духовенство. Среди авторов и адресатов писем немало представителей низших слоев населения, в найденных текстах есть свидетельства практики обучения письму - азбук, прописей, числовых таблиц". Читать и писать умели и русские женщины - "сейчас мы совершенно точно знаем, что значительная часть женщин и читать, и писать умела. Письма вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное, с большим развитием, в частности, женского участия, чем общество ближе к нашему времени. Этот факт вытекает из берестяных грамот совершенно ясно".

Некоторые историки считают, что Кирилл не создавал ни кириллицы, ни тем более глаголицы. Он приспособил ряд букв греческой азбуки для передачи славянских звуков. Кроме того, он ввел "порядок", то есть цифровое значение ряда букв, но лишь заимствованных из греческого алфавита. То есть, он переработал уже существовавшую у славян азбуку.

Была у славян и своя религия, и своя культура.

Достоверно известно, что славяне изготавливали деревянные изваяния своих богов (достоверно потому, что летописи говорят, как позже, при крещении Руси, эти изваяния уничтожались). Есть данные, что русичи умели изготавливать красиво расшитые ткани и обрабатывать кожи. Умели они строить корабли для плавания по рекам. Уже упомянутый Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома в которых жило 30-50 человек.

Все это - элементы культуры.

Были у славян и свои города. Вот список городов, основанных до 988 года:

  1. Киев - основан в 7 веке
  2. Великий Новгород - упоминается в летописях под 859 годом
  3. Изборск - упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом
  4. Полоцк - упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом
  5. Ростов (город в Ярославской области, не путать с Ростовом-на-Дону) - упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом
  6. Муром - упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом
  7. Белоозеро - упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом
  8. Смоленск - упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом
  9. Псков - упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом
  10. Чернигов - упоминается в "Повести временных лет" под 907 годом
  11. Углич - основан в 937 году
  12. Коростень (Искоростень) - упоминается в "Повести временных лет" под 945 годом
  13. Вышгород - упоминается в летописях с 946 года
  14. Витебск - основан в 974 году
  15. Вручий (Овруч) - упоминается в "Повести временных лет" под 977 годом
  16. Туров - упоминается в "Повести временных лет" под 980 годом
  17. Родня - упоминается в летописях под 980 годом
  18. Перемышль - упоминается в летописях под 981 годом

Я специально не стал разделять российские, украинские и белорусские города. В те времена это было единое государство - Киевская Русь.

Заметьте, что практически про все города говорится не "был основан", а "упоминается в летописях". То есть к указанному году город уже стоял.

В период перед крещением Руси у русов было своё государство и при этом не было классового общества.

Специалист по восточнославянскому средневековью, доктор исторических наук И.И. Ляпушкин подчеркивал, что среди жилищ "в самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством. Внутренне устройство жилищ и найденный в них инвентарь позволяют расчленить обитателей лишь по роду занятий – на землевладельцев и ремесленников".

Другой известный специалист по славяно-русской археологии, доктор исторических наук В.В. Седов пишет: "Возникновение экономического неравенства на материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков".

Византийские источники отмечают то же самое. В 971 году на берегу Дуная произошла встреча византийского императора Иоанна I Цимисхия и князя Святослава. Встреча была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Византийцы не сразу смогли отличить князя. Это было удивительно для них.

Да, не всегда русский уклад жизни был понятен иностранцам. Вот пример описания быта славян одним из христианских миссионеров: "Православные словены и русины дикия люди и житие их дико и безбожно. Мужи и девки нагие вместе запираются в жарко натопленной избе и истязают телеса свои, сеча друг друга ветвями древесными нещадно до изнеможения, опосля выбегают нагие и прыгают в прорубь ледяную али сугроб. И охладившись вновь бегут в избу истязать себя прутьями".

Не могли понять миссионеры обряд посещения русской бани. Для них это было нечто дикое и непонятное. Хотя откуда им это было понять, если в странах Европы гигиена в то время была не в почете.

Отсюда и пошло неверное мнение о славянах как о варварах и "почти зверях", у которых не было ни письменности, ни культуры и которых окультурили выходцы из "просвещенного мира" Кирилл и Мефодий. И от этого мнения нам необходимо избавиться.

 


Назад
О Pussy riot, Femen, Charlie Ebdo и здравом смысле
 


Оглавление

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика <--#endif-->