Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте













Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

Кто вы?
Опрос начат: 21.11.2017
На текущий момент проголосовало 1 человек

Атеист
Верующий
Не определился
Результаты

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Полгода спустя

Этот рассказ является продолжением повествования, начатого в рассказе "Три дня в монастыре". Место действия - тот же монастырь в Спас-Купалище. Время действия - ровно полгода спустя.

Вид на монастырь с берега реки Судогда
Вид на монастырь с берега реки Судогда

Итак, прошло полгода, и мы приехали в монастырь навестить могилу. Полгода со дня похорон приходились на субботу. Пробыли мы в монастыре два выходных дня.

 

День первый, суббота

Приехали мы, как и в прошлый раз, на машине ночью. Перевалило давно за полночь, что позволяет отнести наше прибытие к первому дню.

По прибытии ничего примечательного не произошло. Разгрузились, разместились в доме для гостей и легли спать.

Дом для гостей
Дом для гостей

Спать, правда, пришлось недолго, потому что, как и в прошлый раз, в 6 утра по монастырском времени (напомню - оно на 1 час отстает от московского) зазвонили колокола. Звонили довольно долго. В это время проснулся мой родственник и стал поднимать детей на службу. Детишкам вставать явно не хотелось, но против воли родителей, которые их активно поднимали, не попрешь. Пока все вставали-одевались, спать как-то расхотелось. Встал последним, еще раз посчитал, сколько же удалось поспать и пошел догонять всех в храм.

Пришел в храм. Опять разговорился с монашкой, которая заведует лавочкой. Поблагодарил за книжечку "Яко с нами Бог". Потому, что эта книжечка побудила меня много чего прочитать. Про эволюцию, про Дарвина, про Эйнштейна (которого всегда вспоминают, как верующего ученого, но забывают, в какого именно Бога он верил - по этому поводу см. соответствующий раздел), кое-что по физике, палеонтологии и генетике. В общем, верующим, к их большому огорчению, я не стал, но стал немного более образованным. И все началось с этой маленькой книжечки.

Далее пошел разговор о том, почему же я до сих пор не покрестился и, если я хочу, то меня могут покрестить хоть в эти же выходные, поскольку у них намечено проведение крещения. Нет, говорю, спасибо, мне и так хорошо живется. После этого за два дня меня убеждали в необходимости покреститься не менее 5 человек. Не убедили. Некоторые особо активные даже предложили "связать и покрестить", но что им был дан ответ, что делать так категорически нельзя, потому что крещение - это личный выбор человека. Нехорошо, короче говоря, давить на свободу воли.

Зато был продемонстрирован очередной пример логики верующего человека. Мне было сказано, что на самом-то деле я верующий. Почему? Да потому, что в прошлый приезд я один раз сказал "о, господи". Раз сказал "господи" - значит верующий. Вот такая логика. В ответ я заявил, что обычно в таких ситуациях говорю "черт побери", просто не стал травмировать слух здесь присутствующих. Нет, говорят, ты все равно верующий, только признать это не хочешь, а такими словами просто гонишь черта от себя. А словами "о, господи" привлекаешь к себе Бога.

Ну что ты будешь делать с верующими людьми?

В 7 утра началась служба. Все точно, как в прошлый раз. Все стоят, крестятся, на колени падают, кланяются до пола, я стою наблюдаю. У меня всегда есть отмазка: не крещен, значит не положено. И думаю в этот раз уже о том, какая несложная работа у священников. Стой себе пой или ходи, помахивай кадилом. Или переноси с места на место какой-нибудь необходимый для службы реквизит: свечи, книги и т.д.

Потом на ум пришла другая мысль. Обстановка в храме, пение, молитвы – все это должно очень глубоко действовать на психику верующего человека. С одной стороны, спокойная обстановка, негромкое пение успокаивает мысли и нервы, отвлекает от проблем и переживаний. В этом отношении молитву можно сравнить с медитацией, которая практикуется в восточных системах. С другой стороны, верующего человека молитва затягивает. В этом отношении ее можно сравнить с гипнозом. А это уже опаснее.

Где-то посередине службы меня посетила мысль, когда же будет завтрак? Ну пришли с утра, помолились, теперь и поесть бы неплохо. Но конца службе все не видно. Ладно, думаю, один раз поголодать даже полезно. Стою дальше.

В районе 10 часов служба закончилась. Да, думаю, со временем не считаются. С другой стороны, конечно, медитации тоже быстро не заканчиваются. Человек должен уйти в себя, успокоиться. Вот только неплохо было бы не стоять все это время, а сидеть. В католических храмах сидят. Впрочем, здесь некоторые старые монашки и бабушки-прихожанки тоже сидели. Кто на лавочках, кто с собой складные стульчики принес. Но остальные все время стояли. Правда, думаю, стояние, наверное, должно вырабатывать выдержку и силу воли. А человек с сильной волей лучше способен противостоять всему тому, что церковь называет грехом.

После службы были поминки. Ну, тут уж наше присутствие обязательно. Отстояли еще около часа. На этот раз почему-то без свечек.

К 11 часам все закончилось, и всех позвали на завтрак. И нас, и прихожан. Нас – в сестринскую трапезную на поминки. Наконец-то поели. Поминали пирожками.

Кстати, о пирожках. Мы привезли с собой на машине 13 коробок пирожков. С картошкой, капустой, яблоками и плюшки. В общем сложности 480 штук. Все эти пирожки пекли два человека в течение суток, не ложась спать. Вот это дают люди.

С пирожками с яблоками вышел небольшой курьез. После того, как все (в том числе и монашки) наелись пирожков, после того, как пришли домой, кто-то вспомнил, что яблочный спас еще не наступил, и яблоки есть нельзя. Меня всегда удивлял этот обычай. Стали думать, что делать. Я предложил отдать все пирожки с яблоками мне, потому что на меня, неверующего, запрет в отношении яблок не распространяется. Ну не выбрасывать же их в самом-то деле. В конце концов сошлись на мнении, что яблоки в пирожках не сырые, а печеные. А есть нельзя сырые. Так что вроде как не согрешили. В общем, нашли отмазку.

На службе были и дети. Которым радуются и с которыми играют молодые монашки. Хотелось сказать: девчата, выходили бы замуж, да заводили своих детишек. Чего вы тут в монастыре сидите? У вас вся жизнь впереди, какой смысл так ее губить?

Потом отдыхали в доме и предавались душеспасительным беседам. Мне рассказали интересную историю о комарах. Точнее о том, почему они пьют кровь. Якобы ранее они кровь не пили, а пили нектар особых цветов, и нектар этот был красного цвета. Но потом Каин убил Авеля, пролилась кровь, и комары ее напились, думая, то это тот самый нектар. С тех пор нектар им стал не по вкусу (непонятно почему), а кровь пришлась в самый раз. Вот они теперь за нами и летают.

Да, думаю, гениально. Во-первых, убийство Авеля произошло в одном конкретном месте на Земле. Если даже местные комары налакались крови и стали кровопийцами, то комары, живущие в других местах, должны были оставаться нормальными и, как прежде, перелетать с цветка на цветок. Или кровососы разлетелись и рассказали другим, как это вкусно – пить кровь? А во-вторых, комары не заботятся о своем потомстве. Так почему же следующие поколения комаров стали питаться кровью? Гены что ли у них мутировали? Кроме того, известно, что кровь пьют только самки комаров. Как это объяснить?

Но у верующих своя логика. Если в писании и сопутствующих ему книгах так сказано – значит, так оно и было на самом деле.

Посидели, поговорили, навестили могилку, пообедали (уже в трапезной для гостей), после чего пошли поливать могилки на кладбище. Мне выдали лейку, показали фронт работ - и айда вперед. Что ж, ладно. Тем более что пасмурно, солнце не печет.

Как-то раз, когда я шагал с лейкой от шланга до кладбища, ко мне обратилась женщина-прихожанка с вопросом что это за монастырь, когда построен, да чем знаменит. Пришлось в меру своих знаний разъяснять, что да как. Вот так атеиста использовали в качестве гида по монастырю.

После работы спрашиваю: а чего бы вам не поставить поливалок, которые разбрызгивают воду, как ставят в садах, и не переключать между ними шланг. Предложил, так сказать, автоматизировать производство. И тут же напоролся на встречный вопрос: поливалки эти где брать? В магазине, говорю, где ж их еще берут. Значит, говорят мне, нужны деньги? Ну да, отвечаю, не без этого. После чего услышал в ответ: вот может ты и купишь? Ага, думаю, значит, как только встает финансовый вопрос, так сразу пытаются переложить ответственность. Монастырь деньги тратить не хочет. Причем не хочет на себя же. Конечно, зачем облегчать труд? Чем больше автоматизация - тем больше свободного времени. А чем больше свободного времени - тем больше возможностей для того, чтобы заниматься своими делами. А, следовательно, и грешить. К тому же, зачем тратить деньги, если можно попробовать получить что-то за так. В подарок или в качестве пожертвования. Не факт, что получишь, конечно, но спросить-то можно. Вдруг получится.

Вечером была вечерняя служба с исповедью и причастием. Я поприсутствовал до половины, после чего ушел. Стали играть на улице с племянниками во взятие Казани. Пришлось побыть в роли татарина. Историческая справедливость в конечном итоге восторжествовала, и Казань была взята. Отделался поцарапанным пальцем.

Далее - ужин и спать. Детишки, как водится, ложиться спать не хотят. Но против воли родителей, опять же, не пойдешь. Перед сном вместо вечерней сказки читали акафист и молитву.

Когда ходил умываться, видел живого ежика.

 

День второй, воскресенье

Как обычно, в 6 утра по монастырскому времени зазвонили колокола. Опять началось "рота, подъем" для племянников, с которыми вчера вечером брали Казань.

Встали, к 7 часам пошли в храм. В этот день отмечался праздник Почаевской иконы божьей матери. Якобы когда-то в том селении наблюдался огненный столб, в котором проявился лик божьей матери, а когда огонь погас, в том месте, откуда он выходил, обнаружили отпечаток ноги (разумеется, ее же), из которого бил ключ. Вода в ключе оказалась целебной. Даже настолько, что якобы воскрешала умерших.

Что ж, думаю, все можно объяснить и без чуда. Например, в земле была полость, заполненная природным газом. Газ прорвался наружу и отчего-то загорелся. Вот вам и огненный столб. А потом из этого разлома пошла минеральная вода. Тоже ничего удивительного. Ну а что там кому привидится в огне - это уже на усмотрение смотрящего. История знает немало подобных случаев. О некоторых - см. соответствующий раздел. Что же касается воскрешения умерших, то кто его знает, какие это были умершие. Об этом - тоже в своем разделе.

Кстати, аналогичный природный "вечный огонь" горит на горе Янарташ в Турции. Его называют "огнедышащая химера". По легенде в тех краях когда-то жила химера, нападавшая на местных жителей, но потом герой по имени Беллерофонт победил ее, бросил в дыру в середине горы и завалил камнями. С того времени химера никак не может успокоиться и выпускает свою злость в виде пламени со дна горы. Собственно, от слова "химера" и происходит название городка Кемер, что находится неподалеку от горы. Только чудом этот огонь никто не считает, а к нему возят туристов и рассказывают, что там прорывается наружу из разлома газ метан.

Стоим на службе. Служба идет себе и идет. Вот уже полтора часа прошло. Нет, думаю, второй день подряд оставаться без завтрака не годится. Пошел в дом, съел несколько пирожков. Стало как-то веселее на душе.

Вернулся в храм. Стою, наблюдаю за происходящим дальше. Не крещусь, на колени не падаю. Ибо мне не положено. Пришла мысль: интересно, как воздействует на человека вещество, которым заряжают кадило - ладан то есть? Надо поискать в интернете.

Кстати, об интернете. В лавочке стояла книга про различные зависимости: от наркотиков, алкоголя, азартных игр и т.д. Была там, в частности, глава про зависимость от компьютеров и интернета. Взял, прочитал. Многие из симптомов зависимости нашел у себя. Не все, но многие. Куда же мне, компьютерщику, от них деваться? Профессия накладывает отпечаток на сознание и поведение.

Служба, как и вчера, длилась 3 часа. После было причастие. В очередной раз поразмышлял на тему гигиены данного мероприятия, когда все целуют один и тот же крест и берут в рот одну и ту же ложку. Потом все собрались около батюшки на проповедь. Проповедь началась с истории о том, как Иисус прошел по воде бушующего моря к лодке, где его ждали апостолы, и как апостол Петр вышел к нему навстречу, но, испугавшись и усомнившись в божественной силе Иисуса, упал в воду и стал тонуть. Однако Иисус не оставил Петра и спас его. После этого батюшка применил эту историю к современной жизни, сказав, что бушующее море - это наша жизнь и, если мы будем сомневаться и не будем искренне верить, то утонем, и никто нас не спасет. Если же, напротив, человек обратится к богу и будет крепок в своей вере, то бог спасет его и даст вечную райскую жизнь. Что ж, думаю, грамотно, ничего не скажешь. Вот только, думаю, есть версия, что не по воде Иисус ходил, а по льду. Подробнее об этом - отсылаю в соответствующий раздел. Только никто из священников этого никогда не признает. Потому что иначе распадется чудо. А церкви это совсем не на руку.

После службы, исповеди и причастия - все на завтрак. И мы, и прихожане. Монашки построились в колонну по два и строем пошли в свою трапезную. Напомнило, как мы на воинских сборах точно так же в столовую ходили.

Впрочем, сходство с армией на этом не закончилось. В сестринской около входа висит стенд. А на стенде две бумаги. Одна – памятка дежурному. Вот что обязан делать дежурный:

  1. быть бдительным
  2. содержать территорию в чистоте
  3. не забывать заранее предупреждать следующего дежурного
Памятка дежурному

Вторая - график дежурств на разных постах объекта... то есть монастыря. А именно - главный вход и вход в сестринскую. Утвержденный матушкой. Все в точности как в армии. Только там все бумаги утверждает командир части.

После завтрака сходили опять на могилку, потом сидели дома и отдыхали. Меня опять атаковали племянники.

Буквально через 2 часа прозвонили сигнал к обеду. Никто особо еще не проголодался, но сходили поели, поскольку потом ждать до ужина, а ужин после вечерней службы. То есть в 20 часов.

После обеда ходили на реку и на родник. Осваивали окрестные природные места. Набрали воды из родника. Видели луг, где пасется монастырское стадо. Коровы старались держаться поближе к кострам. Оказалось потому, что дым отгоняет насекомых. Тех самых, которые сперва питались нектаром, а потом перешли на кровь. На мою шутку, что к ужину будет копченая говядина, мне посоветовали поскорее отучиться есть мясо. Немного обсудили всей толпой тему мясоедения и отказа от него. К однозначному выводу не пришли.

Вернулись домой. Еще раз сходили на могилку. После этого походил по территории монастыря. Набрел сперва на курятник, а потом на огород с огурцами и подсолнухами. Таких подсолнухов еще ни разу не видел - ростом выше человека.

Курятник

Весь монастырь цветет. Цветы растут вдоль сех дорожек.

Цветы     Цветы

На наше счастье на территории нашелся туалет типа сортир. Снабженный даже освещением.

Все пошли на вечернюю службу. Я не пошел. Вместо службы сел писать этот рассказ. Пописал до ужина, пошел в храм. Служба еще не закончилась. Постоял в храме. Мне в очередной раз пытались доказать, как мне необходимо креститься. В очередной раз не убедили. Потом заявили, что я раб своего телефона, раз ношу его постоянно при себе. Ну-ну, думаю, живите, как знаете. А мне удобнее с телефоном.

Подошло время ужина. Поели. Пришли домой. Пора ложиться спать, завтра утром машина во Владимир.

Утром в машине слушали молитвы, и меня в очередной раз убеждали, что обязательно надо покреститься. Послушал историю о том, что в монастыре много людей с высшим образованием, которые довольно долго жили в миру, а потом все-таки пришли к вере. Ладно, говорю, пришли так пришли. Никто не возражает, никто не запрещает. А я чем больше читаю - тем больше убеждаюсь в правоте своих взглядов. В общем, каждый в очередной раз остался при своем мнении.

 

Заключение

Относительно ладана в интернете нашлось следующее.

Тем, кто хочет пропустить положительные качества данного вещества и сразу перейти к отрицательным - смотрите ниже.

Ладан - одно из наиболее древних благовоний. Это эфирное масло производят путем перегонки паром из смолы (камеди), которая выделяется из смоляных ходов в коре Boswellia carteri (семейство Босвеллия) - кустарника, который произрастает в Южной Аравии, но встречается и на западном побережье Красного моря. В прошлом особенно ценили «самоточный ладан», который иногда сам вытекает из коры. Позднее кору стали специально периодически надрезать, чтобы стимулировать выделение смолы, которая на воздухе густеет и застывает в виде крупных капель янтарного или оранжево-коричневого цвета.

Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Также используется в парфюмерии и ароматерапии (в основном в виде эфирного масла). Ранее ладан применялся в гомеопатии, медицине, при изготовлении некоторых пластырей, зубных паст, эликсиров, курительных свечей, и так далее.

В настоящее время в медицинских целях ладан не используется, хотя и ведутся некоторые исследования в данной области.

Ладан входит в состав некоторых рецептов мазей от различного рода нагноений, используемых в народной медицине при мастите, фурункулах и даже некоторых опухолях.

Обнаружено, что в дыме ладана содержится ацетат инценсола, обладающий антидепрессивным действием.

Ладан обладает уникальной способностью замедлять дыхание, приводя человека в состояние глубокого спокойствия, так необходимого для молитвы и медитации.

Умиротворяющее действие ладана благотворно сказывается на людях, пребывающих в состоянии страха и тревоги, терзаемых навязчивыми воспоминаниями, помогает разрывать связи с прошлым, создает возвышенное настроение.

Масло ладана устраняет бессонницу, ночные страхи, непродуктивную ритмику сна. Быстро выводит из состояния нервного истощения. Мощное средство от депрессии, в том числе послеродовой, и психических заболеваний. Быстро выводит из состояния нервного истощения, постстрессовой реактивности.

Как и всякая растительная камедесмола, ладан обладает свойствами подавлять действие микробов в воздухе, в воде и организме. Ладан улучшает качество воды, этот метод использовали в православных монастырях. Издревле ладан применяли в форме воскурения (кадения) для дезинфекции воздуха помещений. Авиценна говорил, что ладан защищает от морового поветрия (эпидемий), и советовал окуривать помещения во время чумы и вообще применять ладан для оздоровления воздуха. Особенно эффективно ладан оздоравливает сырой, гнилостный воздух, отравленный плесенью.

Ладан обладает сильновыраженным противовоспалительным, антисептическим, согревающим, вяжущим, заживляющим, ветрогонным, мочегонным, отхаркивающим, седативным действием, налаживает работу желудка, регулирует менструальный цикл.

Оптимизирует процессы дыхания и насыщения тканей кислородом, купирует приступ астмы благодаря успокаивающему эффекту. Устраняет головные боли и головокружение.

Противосудорожное. Оптимизирует естественный лимфодренаж организма, препятствует лимфостазу и увеличению лимфатических узлов. Способствует регенерации и омолаживанию тканей.

Оказывает положительное воздействие на мочеполовую систему - уменьшает боли при цистите, нефрите, помогает избавиться от неприятных ощущений при попадании инфекции в половые органы.

Будучи вяжущим средством, может останавливать маточные кровотечения, в том числе уменьшать обильные менструации, в целом тонизирует матку.

Омолаживает увядающую кожу, разглаживает морщины. Великолепное тонизирующее средство для кожи.

Ладанное масло доказало свою эффективностьпри лечении ран, болячек, язв, карбункулов, кожных воспалений, способствует рассасыванию рубцов.

Что ж, пока вроде бы все хорошо. Вещество оказывает очень положительный эффект на организм человека в любом виде: масло, смола, дым.

Однако не все оказалось так гладко.

Окуривание большим количеством ладана может действовать подобно галлюциногенам. Ладан в малом количестве содержит тот же биокатализатор, что и гашиш - ТКГ (ТетраГидроKаннабиол - активное вещество марихуаны). Тетрагидроканнабиол воздействует на височные доли головного мозга, которые отвечают за сознание и способствует активной выработке серотонина - "гормона радости" биокатализатора головного мозга, - в сочетании с седативным эффектом - замедляющего нервные процессы, вызывающего чувство удовлетворения и успокоения.

Опаньки... Оказывается окуривание ладаном имеет сходное действие с некоторыми наркотиками. Может быть именно поэтому в церквях у всех такое радостно-возвышенное настроение? Я и себя вспоминаю: когда стоишь на службе, хочется расслабиться и не думать ни о каких проблемах. Оно теперь понятно: гипноз в сочетании с легким наркотическим эффектом. Плюс, как выше было сказано, ладан обладает антидепрессивным действием и создает возвышенное настроение.

И, наконец, читаем следующее.

Христианство сильно увеличило рынок ладана, хотя в современных ритуалах преимущественно используют самые разнообразные искусственные заменители.

Вот так. А что из себя представляют эти искусственные заменители и как они воздействуют на человека - одному Богу известно. Ну и еще тем, кто их производит.


Назад
Три дня в монастыре

Дальше
Третье прибытие


Оглавление

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика <--#endif-->